Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

скорее динамично, оно выражено глаголами прошедшего времени: насту­ пила, заглянула, бывает, явился, помог, понял. Перевод Ю. Голик открывается образом яркой, солнечной весны - солнце рыжее. Настроение не торжественно-молчаливое, как в оригинале, а праздничное — день рождения олененка пыжика. Исчезает тайна появле­ ния теленка, о которой пишет у А. Антонова. Центральным образом стихо­ творения становится мать-олениха. Ей и ее заботе о новорожденном по­ священы четыре строчки стихотворения из восьми: Что для пыжика нужнее, мама знает, Языком своим оближет, приласкает... А глаза у мамы от большого чувства Радостной любовью так и светятся. Пейзаж в переводе Ю. Голик играет роль фона действия: тундра, пу­ стота и весенний ветерок. Таким образом, мы наблюдаем, что в переводах подстрочника саам­ ской поэтессы смысловой центр смещается. Это связано с менталитетом переводчиков, с культурой, носителями которой они являются. Юлия Го­ лик на момент перевода стихотворения училась в 11 классе средней шко­ лы, она дочь военнослужащего, на Севере оказалась случайно - переехала вместе с семьей, корни у Юлии украинские. Валентина Олигерова - состо­ явшийся поэт из Великого Новгорода. Оба переводчика отношения к саам­ ской культуре не имеют. В переводах Юлия Голик и Валентина Олигерова акцентируют внимание на ценностях материнства, детства. В их культуре нет понимания важности, значимости периода отела - важнейшего в саам­ ском оленеводческом календаре. Не случайно стихотворение А. Антоно­ вой посвящено именно этому моменту. Александра Андреевна Антонова - саами по национальности, носитель кильдинского диалекта саамского язы­ ка. Она является представителем оленеводческой культуры. В стихотворении саамской поэтессы запечатлен очень значимый для саамов-оленеводов момент. Телята начинали рождаться весной, основной отел проходил в мае. Именно в это время появлялись первые проталины, о которых пишет автор подстрочника, и их выбирали для родов олени. На проталинах было и теплее, потому что солнце здесь пригревало сильнее, помогая согреть появившегося на свет теленка, и суше, т.е. благоприятнее для родов оленихи. Период, в который проходил отел, отражен в лексике народного календаря: месяц отела называется вуссьманн ‘месяц первого олененка’ [ААА] (ср. вуэза ‘теленок’ [126, с. 230]; вуссъ ‘пыжик (олененок до 3-4 месяцев)’ [211, с. 58]). Главная задача саамов в это время была со­ хранить молодняк и этим увеличить поголовье стада. Отношение к приро­ 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz