Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

ства двух поэтов, сотворчества представителей двух разных народов. Со­ дружество - это слово самого Владимира Александровича. Именно так называет он творческий союз Воронова - Смирнов. Нельзя не заметить, что слово это имеет несколько иное значение, чем слово сотворчество. Со­ дружество говорит о близких духовных интересах прежде всего и лишь потом о работе. И если мы находили в поэзии Смирнова предчувствие по­ явления Октябрины Вороновой, то и у Вороновой есть знаковые строчки в поэме «Тайна Бабьего озера»: Смотрит женщина молча / На юго-восток, на Россию, / Словно ждет избавленья и помощ и/С той стороны... Виктор Тимофеев в смирновской поэме «Бабы» в главе «Матрена» видит совпадающий код Вороновой и Смирнова. Имя Матрена он связыва­ ет с фамилией Матрехиных, предков Октябрины Вороновой. Матрена в са­ амском фольклоре является родоначальницей, прародительницей некото­ рых саамских родов, в которые входил и род Октябрины Вороновой. Главы поэмы «Бабы», среди которых и глава «Матрена», были написаны в 1967 г., то есть за 18 лет до знакомства Вороновой и Смирнова. Не будем отказы­ ваться от предложенных В. Тимофеевым наблюдений, хотя можно гово­ рить и о родственности образа Матрены некрасовской Матрене из «Кому на Руси жить хорошо» или Дарье из поэмы «Мороз - Красный Нос». В об­ разе Матрены - как прародительницы саамов и символа русской женской доли - понимание народами тяжелой женской судьбы, воспевание былин- ности образа женщины. Из поэмы «Бабы»: Была Матрена баба - я те дам! В плечах - сажень, Кулак - что наковальня. Быка убьет, коль вдарит по рогам, Мизинцем двинет - мужика повалит. В работе нету лучше мастериц. Топор, пила ль - на все рука ядрена! [221, с. 102]. Сравним с образом женщины в стихотворении «Все проходит» О. Вороновой, в котором мать желает дочери: Успевай в работе, как муж­ чина, / И расти, как женщина, детей. Таким образом, можно говорить об одинаковом понимании роли женщины у русского и саамского народов независимо друг от друга. Много точек соприкосновения у поэмы Смирнова «Бабы» и Вороно­ вой «Тайна Бабьего озера». Обе включают легенду, рассказывающую о по­ двиге женщин во время нашествия на Родину чужеземцев (у саамов - в да­ лекой древности, у русских - в Великую Отечественную войну). Обе поэ­ мы - литературный памятник их подвигу. Тема обеих поэм - тема истори­ 159

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz