Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
ванова». Свои воспоминания В. Селиванов доверил Н. Большаковой, кото рая их и облекла в художественную форму. Сборник представляет собой интерес в том плане, что это един ственная книга в литературе российских саамов, ее героем является саам ский мальчик, от лица которого ведется повествование. В ней собраны рассказы-воспоминания о разных периодах жизни подростка. Автор с теплотой и юмором рассказывает о забавах саамских маль чишек в зимнее время, о воспитании будущих оленеводов и охотников, о малоизвестных страницах истории соседства саамов с коми-ижемцами, в общении с которыми формировалась этническая идентичность мальчика («Коми народ твердый, а саамы - мягкий, покладистый», «От коми куль туры»). В рассказах много этнографической информации о том, как форми руются умения будущего хозяина тундры, который должен быть настоя щим оленеводом, поэтому детально описаны обычаи «имать»1 оленей и «узлы саамские вязать, чтобы они по требованию в один миг развязыва лись» («Имание оленей»). Восхищает сообразительность саамского мальчика, который с помо щью привязанных к валенкам веревочек и палочек усовершенствовал ка тание на коньках. Для того же, чтобы они крепко держались, погружал по дошвы валенок в прорубь, таким образом «приклеивая» (т.е. приморажи вая) сделанные своими руками коньки («Как я на коньках катался»). В дру гой раз герой рассказа приспосабливает бутылку для ловли рыбы («Сме калка»), усовершенствует косьбу сена («С нулевым КПД»). Несколько рассказов посвящены событиям войны, которая оставила незабываемый след в памяти мальчика («Начало войны», «Военные», «Этакая бомбочка», «Игра в войну не прижилась» и др.). В рассказах «Первые шаги на пути становления любителя рыбалки и охоты», «Неудачная рыбалка», «Первый заработок» подробно говорится о формировании традиционных знаний, происходивших в совместной работе со взрослыми. Особенности семейного воспитания раскрываются в поучительном рассказе «Учи ребенка, пока он поперек лавки лежит», в нем автор отдает дань своей бабушке, замечательной сказительнице: «Бабушка в нашем до ме царицей была, ее все слушались и повиновались ей. Она была не только грамотная, но и мудрая, с богатым жизненным опытом, который щедро пе редавала нам, красиво говорила, была настоящим лидером» [71, с. 9]. Она привила внуку любовь к чтению [32]. 1Имать - ловить, арканить. 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz