Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
старых кладбища». На такой печальной ноте заканчивает Н. Миронова свое повествование о родном поселке1[32]. Одна из последних глав книги называется «О семьях и о людях». В ней дается отчасти справочная информация об известных жителях Иокань- ги: священнике Ильинской церкви в летнем погосте - русском переселенце П.А. Шмакове, оставившем о себе недобрую память, о телефонистке по селка Горник (Даниловой) Анастасии Ивановне. Вторая книга Н. Мироновой «Йоканьга» посвящена уже определен ному саамскому роду Даниловых - истории семьи самой Нины Николаев ны, ее школьным и студенческим годам. С любовью и уважением вспоми нает писательница своих родных, восхищается их стойкостью, жизнелю бием, приходит к выводу: «Вероятно, сама жизнь заставляла быть мудры ми, выносливыми, такими и детей воспитывали» [32]. В северных литературах в 1930-е гг. стал популярен жанр «детской автобиографии», который у российских саамов появляется только в 2000 г. с выходом в свет книги Н. Большаковой «Тиррв! - по-саамски здрав ствуй». Это такие рассказы, как «За морошкой» и «Смерть бабушки». В последние несколько лет интерес к детским автобиографиям возобновился, появились рассказы Екатерины Мечкиной «Воспоминания о детстве» с подзагловком «Короткие рассказы и сказки для детей» (2014), «Правдинки Василия Селиванова» (2014) в обработке Н. Большаковой. Для саамских «детских автобиографий» характерна «разомкнутость мира ребенка в большой мир», коллективное «мы» [104, с. 98], что отлича ет их от такого же жанра в европейской литературе и в то же время роднит с автобиографиями северных литератур [32]. Героем этих автобиографиче ских рассказов является маленький ребенок, «включенный в непрерывные и интенсивные коммуникативные потоки и одновременно в акт автоком муникации (форма я-повествования)». Такая форма автобиографии «пред ставляет процесс формирования этнической личности, равной всем дру гим, своим предкам, своему роду, своей культуре» [104, с. 98]. Рассказы Е. Мечкиной (1949 г.р.) адресованы детям, они несут в себе заряд саамской народной педагогики. Каждый рассказ оканчивается по учением, однако назидательности в нем нет. Передача традиционных зна ний происходит ненавязчиво, во время летней прогулки или зимнего коче вания. Ребенок учится видеть следы лося, переводить оленей на новые ме ста кормежки, управлять лодкой, неводить рыбу. Важными навыками яв 1 В 1963 г. Саамский район, к которому относился поселок Йоканьга, был упразднен, колхоз ликвидирован, «народ остался без родного очага, языка, дела» [32]. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz