Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

старых кладбища». На такой печальной ноте заканчивает Н. Миронова свое повествование о родном поселке1[32]. Одна из последних глав книги называется «О семьях и о людях». В ней дается отчасти справочная информация об известных жителях Иокань- ги: священнике Ильинской церкви в летнем погосте - русском переселенце П.А. Шмакове, оставившем о себе недобрую память, о телефонистке по­ селка Горник (Даниловой) Анастасии Ивановне. Вторая книга Н. Мироновой «Йоканьга» посвящена уже определен­ ному саамскому роду Даниловых - истории семьи самой Нины Николаев­ ны, ее школьным и студенческим годам. С любовью и уважением вспоми­ нает писательница своих родных, восхищается их стойкостью, жизнелю­ бием, приходит к выводу: «Вероятно, сама жизнь заставляла быть мудры­ ми, выносливыми, такими и детей воспитывали» [32]. В северных литературах в 1930-е гг. стал популярен жанр «детской автобиографии», который у российских саамов появляется только в 2000 г. с выходом в свет книги Н. Большаковой «Тиррв! - по-саамски здрав­ ствуй». Это такие рассказы, как «За морошкой» и «Смерть бабушки». В последние несколько лет интерес к детским автобиографиям возобновился, появились рассказы Екатерины Мечкиной «Воспоминания о детстве» с подзагловком «Короткие рассказы и сказки для детей» (2014), «Правдинки Василия Селиванова» (2014) в обработке Н. Большаковой. Для саамских «детских автобиографий» характерна «разомкнутость мира ребенка в большой мир», коллективное «мы» [104, с. 98], что отлича­ ет их от такого же жанра в европейской литературе и в то же время роднит с автобиографиями северных литератур [32]. Героем этих автобиографиче­ ских рассказов является маленький ребенок, «включенный в непрерывные и интенсивные коммуникативные потоки и одновременно в акт автоком­ муникации (форма я-повествования)». Такая форма автобиографии «пред­ ставляет процесс формирования этнической личности, равной всем дру­ гим, своим предкам, своему роду, своей культуре» [104, с. 98]. Рассказы Е. Мечкиной (1949 г.р.) адресованы детям, они несут в себе заряд саамской народной педагогики. Каждый рассказ оканчивается по­ учением, однако назидательности в нем нет. Передача традиционных зна­ ний происходит ненавязчиво, во время летней прогулки или зимнего коче­ вания. Ребенок учится видеть следы лося, переводить оленей на новые ме­ ста кормежки, управлять лодкой, неводить рыбу. Важными навыками яв­ 1 В 1963 г. Саамский район, к которому относился поселок Йоканьга, был упразднен, колхоз ликвидирован, «народ остался без родного очага, языка, дела» [32]. 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz