Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
становление характера девушки, проверка на дружбу, порядочность, проч ность нравственных задатков. Понимание ценности жизни приходило и с потерей друзей —однокурсников А. Чернышихиной, умерших в годы бло кады Ленинграда Об истории одного из саамских древнейших зимних погостов (по селков) написана книга Нины Мироновой (1936 г.р.) «Йоканьга» (2011, 2017) в жанре мемуаров. В основу положены воспоминания автора о себе и своем роде, а также о жителях поселка. Книга начинается с документальной истории поселения, в канву ко торой вплетены рассказы о быте и нравах йоканьгских саамов, проживаю щих в поселке зимой, - оленеводов и охотников. Автор приводит информацию о количестве населения саамского ста новища в 1608 г., в период колхозного строительства, перечисляет всех жителей, а также состав их семей и количество оленей, которыми они вла дели. Обозначается точное месторасположение поселка, перечисляются традиционные промыслы, рассказывается о строительстве церкви в 1903 г. и ее функционировании до 1938 г., особое внимание уделено советским преобразованиям Саамского района после революции [32]. Прежняя жизнь в воспоминаниях Н. Мироновой оказалась тяжелой и трудной - в традициях советского изображения жизни дореволюционной, однако трудности, которые пришлось испытать, писательница не конкре тизирует, кроме одного примера - сдачи за бесценок пойманной рыбы скупщикам. В формулировках-отчетах, которые приводит автор, интересны до клады о ликвидации безграмотности: «В районе работали два ликвидатора по неграмотности. За время первой пятилетки неграмотность была ликви дирована». Невольно начинаешь сомневаться, что за шесть лет при помо щи всего лишь домашнего обучения грамотности был обучен весь район. Но как оказалось, «самое главное, чему научились - расписываться: кто ставил две начальные буквы своей фамилии, а кто и больше». Н. Миронова, сама окончившая Институт народов Севера, перечис ляет имена первых студентов, которые позже стали саамскими интелли гентами. Оценка начала колхозной жизни выражена немногословно: «трудно было идти в колхоз. Нужно было отдать все, что у тебя было. А что было у саамов? Олени. Они кормили семью, одевали». В то же время этот период саамской жизни представлен авором в основном в конкретных цифрах и фактах. Не конкретизирует Н. Миронова и жизнь после революции, огра ничиваясь оценкой «трудно жилось» [32]. 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz