Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

становление характера девушки, проверка на дружбу, порядочность, проч­ ность нравственных задатков. Понимание ценности жизни приходило и с потерей друзей —однокурсников А. Чернышихиной, умерших в годы бло­ кады Ленинграда Об истории одного из саамских древнейших зимних погостов (по­ селков) написана книга Нины Мироновой (1936 г.р.) «Йоканьга» (2011, 2017) в жанре мемуаров. В основу положены воспоминания автора о себе и своем роде, а также о жителях поселка. Книга начинается с документальной истории поселения, в канву ко­ торой вплетены рассказы о быте и нравах йоканьгских саамов, проживаю­ щих в поселке зимой, - оленеводов и охотников. Автор приводит информацию о количестве населения саамского ста­ новища в 1608 г., в период колхозного строительства, перечисляет всех жителей, а также состав их семей и количество оленей, которыми они вла­ дели. Обозначается точное месторасположение поселка, перечисляются традиционные промыслы, рассказывается о строительстве церкви в 1903 г. и ее функционировании до 1938 г., особое внимание уделено советским преобразованиям Саамского района после революции [32]. Прежняя жизнь в воспоминаниях Н. Мироновой оказалась тяжелой и трудной - в традициях советского изображения жизни дореволюционной, однако трудности, которые пришлось испытать, писательница не конкре­ тизирует, кроме одного примера - сдачи за бесценок пойманной рыбы скупщикам. В формулировках-отчетах, которые приводит автор, интересны до­ клады о ликвидации безграмотности: «В районе работали два ликвидатора по неграмотности. За время первой пятилетки неграмотность была ликви­ дирована». Невольно начинаешь сомневаться, что за шесть лет при помо­ щи всего лишь домашнего обучения грамотности был обучен весь район. Но как оказалось, «самое главное, чему научились - расписываться: кто ставил две начальные буквы своей фамилии, а кто и больше». Н. Миронова, сама окончившая Институт народов Севера, перечис­ ляет имена первых студентов, которые позже стали саамскими интелли­ гентами. Оценка начала колхозной жизни выражена немногословно: «трудно было идти в колхоз. Нужно было отдать все, что у тебя было. А что было у саамов? Олени. Они кормили семью, одевали». В то же время этот период саамской жизни представлен авором в основном в конкретных цифрах и фактах. Не конкретизирует Н. Миронова и жизнь после революции, огра­ ничиваясь оценкой «трудно жилось» [32]. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz