Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
Судьба саамской девушки, студентки ленинградской школы при Академии художеств, раскрывается в контексте судьбоносных событий в стране: войны и блокады Ленинграда. Это типичный для того времени жизненный путь саамского подростка, направленного на учебу в Ленин град. Воспоминания детства посвящены трагическим моментам в жизни героини рассказа: смерти отца, похороны которого оставили семью без средств к существованию; жизни у родственников, которые смогли под держать после случившегося; тяжелом физическом труде и не всегда вы падающей возможности посещать школу. Все это объясняет не совсем ра дужные краски при детских воспоминаниях. Единственной отрадой для ребенка является увлечение рисованием. Талант к живописи приводит двенадцатилетнюю саамскую девочку в Ле нинградскую школу при Академии художеств, в северную столицу, где у нее начинается совершенно другая жизнь - жизнь в многонациональной среде, так как в школе учились дети со всех концов Советского Союза. В рассказе практически нет воспоминаний о жизни в саамской среде, что, вероятно, можно объяснить оторванностью от нее в достаточно ран нем возрасте (12 лет) и получением новых, экзотических для саамской де вочки впечатлений. С детства оторванный от родной среды, саамский ре бенок социализировался в русскую, когда уезжал на учебу в Академию ху дожеств или в Институт народов Севера в Ленинграде. Это был типичный жизненный путь саамской интеллигенции [32]. Саамская женщина сохранила теплые воспоминания о своих одно курсниках, дружба с которыми осталась на многие годы; пронесла в душе благодарность преподавателям живописи, которые поддержали и развили талант юной художницы. Становление личности и самопознание героини совершалось в творческой среде художников и под влиянием других куль тур, прежде всего - русской. Учителями были такие мастера кисти, как Рембрандт, Рубенс, Серов, Врубель. В судьбе А. Чернышихиной обобщена типичная жизнь коренного жителя Севера в советское послевоенное время, человека, принявшего другую культуру с благодарностью и в то же время сохранившую свою идентичность, что отразилось на тематике ее полотен, в манере художественного творчества. Ей легко давалась живопись, а уме ние подбирать краски удивляло зрелых мастеров. Любимыми композиция ми так и остались «оленьи гонки, северное сияние, рыбаки, тянущие огромный невод» [32]. Ощущение себя, прежде всего, гражданином советской страны по могло А. Чернышихиной сосредоточить свой взгляд на масштабных для всего народа событиях. В тяжелых для всей страны испытаниях проходило 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz