Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
повадки были незнакомы тундровым людям, поэтому случалось непредви денное. Так были посажены в тюрьму два деда писательницы, потерявшие стадо в тумане, не подозревавшие, что коровы, как олени, тундру не чув ствуют. Им было инкриминировано вредительство Советской власти, а за одно еще добавили обвинение по делу «саамских националистов» [79, с. 32]. Здесь речь идет о прадеде Н. Большаковой по материнской линии - Федоте Галкине, что же касается деда по отцовской, то о его судьбе она повествует в рассказе «Отец». Дед Петр Фомин работал в деревне бухгалтером. В 1933 г., когда по всей стране катком прошла Ежовщина, дед был оговорен и обвинен за «кражу» мешка промерзлой картошки. Полтора года допро сов и пыток в тюрьме надломили дух человека, и через год после возвра щения в деревню он умер. Задела семью писателя и война, о чем Большакова пишет в рассказе «Бабушка Наташа». Когда все мужчины ушли на фронт, в море рыбачить на карбасах стали выходить женщины. В 1942 г. бабушка писателя получа ет извещение за номером 89/211, где черным по белому говорится о том, что ее муж Лопский Иван Алексеевич, верный воинской присяге, проявил геройство и мужество и погиб в бою за Социалистическую родину на Кан далакшском направлении 20 мая 1942 г. Писательница беспощадна и искренна в обвинениях к самой себе, когда заявляет: «Саамка безъязыкая!» («Куда все ушло?»), она вновь и вновь переживает утраты, которые не лечит время: «Эх, кабы сейчас при жаться к ней, забыть все проблемы, снять все заботы ...» («Хлебные гор бушки»), делает горькие выводы: «Запамятовав тропы своей родины, мы спешим, только забрезжит лето, увезти детей на юг, отрывая тем самым их от корней, от родной земли, от того, что мило сердцу, от того, без чего нельзя» («Куда уходит детство?»); сожалеет о том, что многого не понима ла: «Чудными, как сказка, казались мне тогда саамские слова, и отошли потом, полузабылись, как те сказки детства. А от слова, которое в памяти, до сих пор сказкой веет...» [79, с. 25]. То время вело к забвению родного языка, обернувшемуся позже трагедией народа, чей язык сегодня относит ся к исчезающим [32]. Дань автобиографической прозе отдала и саамская поэтесса и ска зочница Екатерина Коркина (1944 г.р.), написавшая в этом жанре два рас сказа: «Детство» [7, с. 203] и «Поездка домой в Воронье» [6, с. 137]. Вре менные рамки в автобиографической зарисовке (рассказ настолько мал, что имеет право так называться) «Детство» четко не обозначены, хотя есть отсылка ко времени: «Так прошли мое детство и школьные годы». Рассказ написан от первого лица, с большой теплотой, посвящен воспоминаниям о 138
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz