Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
ние жить с ней в ладу: «Умываться к озеру пойдешь - в воду не лезь. Ти хонько с Сейдушкой поздоровайся» [79, с. 13]. Для всех произведений Н. Большаковой характерны лирические от ступления, в которых она размышляет о своих корнях, любви к родине, о скоротечности жизни и о счастливом детстве. В художественном мире са амской писательницы формируется один из ведущих образов всей саам ской литературы - образ детства, образ «другой жизни», отличной от взрослой, которая проходила в любви, мечтах о будущем и вере в их до стижимость. Помогали этой вере бабушкины сказки о победе добра над злом: «А бабушка к вечеру печь растопит, дверку откроет, чтоб тепло по быстрей на горницу дохнуло, присядет к нам при том свете печном и начнет сказки рассказывать. С тем и уснем» [79, с. 24]. Объясняя свое творчество, Н. Большакова, член Союза писателей России, признавалась: «Мой мир - мир фантазий, сказок, приключений» [32]. Детство осмысляется как «образ мифологического первовремени, первоначала, истока гармоничного и целостного бытия» [104, с. 91], в нем живет образ родной земли и любовь к ней, пока еще детская, неосознанная, формирующая истинный патриотизм. Главными героями своих рассказов делает Н. Большакова своих близких и просто знакомых: это крестная Со фья, тетушка Анна Ефимовна, дед Иван, двоюродные дедушки и бабушки, жители поселка. Интерес не только к их жизни, но и своему месту среди них позже выльется у писателя в интерес к генетическим корням, и она со ставит свою родословную по материнской саамской линии до 1716 г., о чем и напишет в очерке «Кто я есть?» [32]. Историческое время в рассказах Н. Большаковой дается одновремен но сквозь призму восприятия маленького ребенка и через оценку взрослым человеком - автора. Писатель не акцентирует внимание читателя на поли тических событиях, не вскрывает те или иные причины такой, а не другой жизни саамских людей, признаваясь в одном из своих рассказов, что от политики далека. При этом ей удается верно передать атмосферу того вре мени, запечатлеть факты, донести до читателя рассказы и выводы очевид цев, которые помогают осмыслить жизнь саамских людей. Проблема «прежде и теперь», являющаяся традиционной для литератур коренных малочисленных народов Севера, решается Н. Большаковой по-своему. Для нее прошлое - это исток, опора, а цивилизация - разрушающая нравствен ные устои сила: «Раньше по озеру только на веслах ходили, моторов не было. С Вороньей реки на Ловозеро идут - несколько остановок делают. < ...> А теперь что получается? На моторах меж друг дружки промчатся - даже в лицо не взглянут... Это оттого, что земля и вода перестали быть 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz