Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

гов, озер, частью тундры. Как же так взять и вырвать себя из Кольской земли? Не приживусь в другом месте, зачахну с тоски» [79, с. 3]. Поскольку брак родителей писательницы был смешанным (отец рус­ ский, мать саами), вопрос о национальности самой Большаковой не стоял. В то время при ее выборе обычно прислушивались к мнению старших или друзей. Большакова приводит диалог с бабушкой: «—Ты у меня настоящая лопарка, как твоя бабушка. - Нет, я русская, мне так папка говорил, а я вся в него». Бабушка не сердилась: «Пускай русская, а головы ешь все равно как лопарка. Мамка твоя и то есть так не умеет, хоть лопарка. А ты моло­ дец!» [79, с. 9]. Писательница вспоминает: «О том, что лопари есть еще и саами, узнала только, когда получала паспорт. Мама предложила записать­ ся саами, мол, так легче будет поступить в Герценовский педагогический институт в Ленинграде. Жутко оскорбясь, отказалась: “Я что, недоразви­ тая, что по национальности скидки буду получать?” И записалась по отцу - русской. Так Русь с отцовскими генами вошла не только в кровь, но и в сознание» [64, с. 56]. Входит в сознание ребенка вместе с саамскими генами и сама страна предков - Лапландия: «Ловозерцы - добрейший народ, особенно лопари», «Ловозеро и я, маленькая русская лопарка». В одном из своих лирических отступлений, так характерных для стиля писа­ теля, она признается: «Может, поэтому очень часто кажется, что второй своей сущностью я живу вдали от цивилизации, каменных домов, живу на своем озере детства Сейдозере» [64, с. 57]. Закономерным поэтому стано­ вится вывод, сделанный ею в рассказе «Моя родословная»: «Главное, что я уяснила, составляя родословную, в корнях крепость рода, чем богаче род, тем интереснее твоя собственная жизнь и судьба» [79, с. 34]. Особое место в рассказах писателя занимает образ Сейдозера - свя­ щенного озера саамов, ставшего символом ее малой родины. Это то про­ странство любви, которое создала для нее бабушка саами, и тот сказочный мир детства, который оказал огромное влияние на мировоззрение и твор­ чество писателя, сформировав ее стиль. И поэтому не случайно именно сборник сказок стал ее первой кни­ гой. Еще одним характерным для Н. Большаковой приемом становится вкрапление легенд. В автобиографических рассказах это, прежде всего, ле­ генды об озере детства: «Говорят, это у вулкана чаша, потому на Иванов день по берегам его папоротники цветут, а зимой среди льда ключи кипят косматые. Говорят, что вьют там гнезда лебеди. Они, словно души лопских предков, охраняют озеро от глаз пришлых людей... У Сейдозера есть озера подземные, сказывают, и рыба из верхнего Сейдозерского озера уходит в подземное, и тогда лови не лови —толку нет! Что правда, а что сказка?» 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz