Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
отношение к природе, интерес к тайным знаниям, наследство родовой па мяти, постижение себя как личности, любовь и преданность близким и дру зьям. Род поморов - это мореходы, рыбаки, люди с норовом, наградившие писательницу смелостью в суждениях, трудолюбием и упорством, силой во ли и свободолюбием, напористостью, обостренным чувством долга и спра ведливости. Эти яркие качества наследует Большакова от своих родов. Она считает, что все, что в ней материальное, от Земли: стойкость, крепость - это Род отца, а все, что от Неба: духовность, эмоциональность, открытость, душевность - это Род матери. И осознать себя ей помогает память. С традиционной словесной формулы «помню» она начинает первый рассказ сборника «Куда уходит детство?», отсылая читателя к прошлому автора. Это характерно и для других рассказов писателя, таких как «Рыбьи головы», «По озеру Ловозеру путь лежит к Сейдозеру». Словесная форму ла словно заявляет тему всего сборника - память, которая связывает про шлое и настоящее героини, маленькую девочку и взрослую, состоявшуюся женщину, которая пытается многое осмыслить и понять через призму про изошедшего не только с ней, но и с ее народом, страной. Через ее личные переживания прослеживается типичное для русских саамов. Темы, обозначенные в первом рассказе сборника, станут потом глав ными в творчестве Н. Большаковой - это любовь к малой Родине; к ме стам, связанным с ее родной бабушкой, создавшей ей пространство любви, питающее писательницу до сих пор; к людям, населяющим Кольский по луостров; наконец, осознание себя причастной всему, что происходит до ма. Сравнивая свои чувства к Северу с чувствами приезжих людей, герои ня начинает понимать их разницу, так происходит формирование самосо знания маленького ребенка, формирование его этнической идентичности, хотя в случае с Большаковой об этом можно говорить и в контексте гео графической идентичности: ее корни уходят как в Лапландию, так и в По морье: в село Ловозеро, место традиционного проживания саамов, где жи ла ее бабушка, в поселок Ревда (Ловозерский район), где девочка живет со своими родителями, и деревню Кушерека Онежского района Архангель ской области, родину отца-помора. Частое общение с бабушкой Наташей, саами по национальности, от встречи к встрече открывавшей внучке поэтический мир народных сказа ний, примет и обычаев; общение с саамскими детьми, с которыми она про водит все свои выходные дни и каникулы, дают ей возможность иденти фицировать себя как коренную жительницу Севера: «Откуда им понять, пришлым людям, что вот, например, я считаю себя частью этих гор, бере 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz