Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
людям советами, лечить их. Ен понял, что равновесие в природе нарушать нельзя, иначе это может привести к гибели не только реального, но и ска зочного мира. Подобные знания помогали северному народу жить в суро вых условиях Севера. Участие духов камней, ветра, горы в жизни Эйна характерны для фольклорной традиции. В произведениях Н. Фениной сейд выполняет свою традиционную мифологическую функцию: является священным ме стом, жилищем духов, защищающим человека («Сказка о Севере») или наказывающим, если тот нарушает древние законы («Вначале был дан путь»). Превращение в камень саамских мужчин и Эйна («Вначале был дан путь») связано с традиционным фольклорным мотивом окаменения, а пре вращение Вильгис и волчат в людей и обратно («Сказка о Севере») - с оборотничеством. С тотемическими представлениями и культом гор и камней связан мотив окаменения, распространенный в сказках и мифах саамов. В камень превращает Владыка морей саамских мужчин и Эйна («Вначале был дан путь»), К фольклорным мотивам относится мотив оборотничества: в чело века преращается Вильгис, волчата («Сказка о Севере»), О мифо-фольклорной основе творчества Фениной свидетельствуют параллельные миры в ее произведениях [46]: реальный мир оленеводов- охотников («Сказке о Севере») и вымышленный, сказочный мир Вильгис- оленихи и Волчицы («Вначале был дан путь»). Если сказочный мир связан с языческими представлениями древних саамов о мире мяндашей [256, с. 117], то мир современных жителей саамского поселка отражает со временную реальность. Сказочный и реальный миры пересекаются, взаи модействуют и противостоят друг другу. Законы сказочного мира оказываются более человечными, в нем по мощниками героя становятся мифологические персонажи и духи. В мире людей законы античеловечны, они построены на жадности, зависти и озлобленности. Люди разобщены, озабочены добычей желтого металла («Сказка о Севере») или красного камня («Вначале был дан путь»). Зло действа совершаются в мире людей (профанном мире), в то же время ми фический (сакральный) мир строится по законам человечности. Противо поставление миров соответствует внутренней логике мифа, отмеченной Е.А. Мелетинским, в которой главной семантической оппозицией является «оппозиция сакрального и профанного» [166, с. 25]. Важным мотивом в творчестве Н. Фениной является мотив сна, до вольно распространенный в мировой литературе. Связь мифа и сна отме- 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz