Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
Образ волка в «Сказке о Севере» связан с наиболее ранними верова ниями саамов, которые отражены в мифе о Каврае - старшем брате в пан теоне саамов Терского берега Белого моря. Согласно мифу, когда-то на земле саамов развелось бесчисленное количество оленей, что привело к нехватке ягельных пастбищ и падежу животных. Но и люди пострадали от этого: они стали умирать от голода. Чтобы спасти тундровый мир, Каврай создает волка, обязанностью которого было следить за количеством оленей в стадах. Этим объясняется уважительное и бережное отношение к хищни ку: «Жили волки - жили и олени. <.. .> Волка убивать не следует: он кав- райское создание - лесная собака» [256, с. 102]. В сказке Н. Фениной функция волка охранительная: Природа пору чила ему охранять «стадо счастья» - стадо белых оленей. Он следит за ис полнением законов предков, бережет гармонию в природе. Волки приходят в реальный мир из своего, сказочного, только с одной целью - вернуть бе лую важенку Вильгис. Отношение к волку как к помощнику Природы со временем измени лось: в более поздних суевериях его стали считать проклятым. По другим представлениям, волк произошел от нечистого и был проклят Богом за то, что отказался служить ему [252, с. 204]. Функция Медведя - одного из сказочных персонажей произведения «Вначале был дан путь» - быть помощником главному герою Эйну. Мед ведь помогает Эйну добыть красный камень и освободить жену, которую похитила чудь, доставляет его к Владыке морей. Такая роль Медведя в сказке обусловлена отношением к нему в саамской культуре как к сакральному, «полубожественному» животному. Он помогает Солнцу объезжать мир на медведе, таким образом начиная день [257, с. 144, 145]. В старину саамы не называли медведя по имени [252, с. 204], культ медведя, когда-то развитый в саамской культуре, оста вил о себе память в суевериях и сказках. Н. Харузин обнаружил отличия в культах медведя у западных и русских лопарей [252, с. 199]. Помощниками главного героя Эйна становятся также Сокол и Чайка. Сокол был духом верхнего мира, поэтому он относит Эйна за облака на встречу с Солнцем и Луной. Обратный путь Эйна совершает с белой Чайкой, которая в мифологических представлениях финно-угров являлась посредником «между богами и человеком» [119, с. 1877]. Сакральность птицы подчеркивает ее белый цвет. Помощником Эйна становится и житель морей Тюлень, тотемное животное у саамов. В саамских волшебно-тотемных сказках встречается один и тот же сюжет - саамская девушка выходит замуж за Тюленя. В 127
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz