Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
С тотемическими представлениями саамов связаны определенные поверья и запреты: тот счастлив, кто увидит стадо белых оленей, с другой стороны, горе тому, кто в глаза дикому оленю заглянет. Этот миф трансформирован Н. Фениной в «Сказке о Севере». Вильгис, молодая красавица, связана с сакральным миром белых оленей, она - важенка1 из «стада счастья», превратившаяся в обыкновен ную саамскую девушку из-за того, что ее подстрелил молодой саам Ен. Не случайно имя Вильгис в переводе значит «белая, светлая». В саамской культуре белый цвет имеет сакральное значение: тотемным предком са амов считался «белый, как снег», золоторогий олень [257, с. 74, 84]. Белого цвета была и жертвенная олениха. Белые тона преобладали также в сва дебной женской и в погребальной одежде; белый мех пользовался особой популярностью у саамских мастериц [63, с. 192, 204, 246]. И хотя Вильгис живет у Ена, она ни на кого не смотрит и ни с кем не разговаривает, что отсылает нас к табу саамов-охотников: нельзя смотреть в глаза дикому оленю. Однако в сказке, наоборот, Ен должен заглянуть в глаза Вильгис, чтобы обрести свое счастье, а волчата - попасть обратно в свой сказочный мир. Запрет этот нарушает в конце сказки Волчица-мать. Она превращает своего сына в молодого парня, чтобы девушка посмотрела ему в глаза [49]. Жанровую принадлежность произведения «Вначале был дан путь» определить однозначно не представляется возможным, и в этом нам ви дится отражение фольклорной традиции саамов, тяготеющей к объедине нию в одну сказку нескольких сюжетов, что «значительно осложняет отне сение произведения к тому или иному жанру» [195, с. 6]. Рассказ о современной жизни саамских поселков, о проблемах саам ских людей перемежается с философским размышлением автора о смысле жизни человека. Путешествие души и превращение саама Эйна в нойда де лает произведение близким к сказке. В основу своего произведения Н. Фе нина положила сюжеты тотемических мифов, тотемно-волшебных сказок2, исторических сказаний о нападении чуди3 и похищении саамских женщин. Кроме того, она использует сюжет о саамском богатыре, способном в оди ночку одержать победу над врагом. Как и саамский богатырь, Эйна наде лен чудесной силой, позволяющей ему понимать мир природы и получать от него помощь [49]. В основе мифо-фольклорных образов и мотивов произведений Н. Фениной лежат древнейшие архетипы матери, тотемных животных. 1Важенка - самка оленя. 2Классификация Е. Пации. 3Чудь - у саамов враг, разбойник. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz