Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
Творчество С. Якимович являет собой пример синтеза народных са амских и поморских традиций, авторского вымысла, писательской транс формации сюжетов. Основным приемом изображения в сказках является персонификация. Анализ сказочного творчества С. Якимович показывает, что для него характерен жанровый и мифологический фольклоризм. В то же время воплощенные в нем мировоззрение и менталитет предков саамов говорят о мировоззренческом фольклоризме как основном в ее творчестве. Влияние устного народного творчества на литературу российских саамов проявляется все еще достаточно сильно потому, что саамская литература относительно молода. Выявление фольклорных традиций на разных уров нях поэтики саамских текстов может открыть перспективу дальнейшей разработки данной проблемы в саамском литературоведении. Недостаточно исследованным остается творчество Н. Фениной (1955 г.р.), которая заявила о себе в литературе сравнительно недавно. Надежда Фенина (настоящая фамилия Ляшенко) происходит из са амского рода Чапоровых. Фенина - художник и поэт, сказочница, обладает экстрасенсорными способностями, на Кольском полуострове ее знают как нойду1 [49]. Ежегодно 7 января она проводит Праздник чистого снега, или праздник исполнения желания, в поселке Шонгуй, где проживает. Во вре мя праздничных действий участники праздника и гости прикасаются к са мобытной культуре древнего коренного народа. Интерес к народной культуре: языческим верованиям предков и ша манским практикам - обусловили своеобразие художественного мира пи сательницы. В литературе Надежда Фенина заявила о себе в 2007 г. «Сказкой о Севере», жанр которой определила сама как «философская сказка», вслед за этим появилась ее вторая книга - «Вначале был дан путь» (2012). В творчестве писательницы ярко прослеживается влияние мифо-фольклор- ной традиции. Особенностью жанра саамской сказки - майнс является свобода им провизации, что позволяет отнести ее к «легкому» жанру, за рамки которо го можно свободно выходить [258, с. 12]. Особенность эта сохраняется в «Сказке о Севере» Н. Фениной, явля ющейся импровизацией на темы известных саамских мифов и сказок, один из которых —миф об олене-человеке. В нем отражаются тотемические представления древнего народа о своем происхождении от золоторогого оленя Мяндаша2. 1Нойд - саамский шаман. 2Мяндаш - саамское божество в виде оленя, легендарный предок саамов. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz