Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

Творчество С. Якимович являет собой пример синтеза народных са­ амских и поморских традиций, авторского вымысла, писательской транс­ формации сюжетов. Основным приемом изображения в сказках является персонификация. Анализ сказочного творчества С. Якимович показывает, что для него характерен жанровый и мифологический фольклоризм. В то же время воплощенные в нем мировоззрение и менталитет предков саамов говорят о мировоззренческом фольклоризме как основном в ее творчестве. Влияние устного народного творчества на литературу российских саамов проявляется все еще достаточно сильно потому, что саамская литература относительно молода. Выявление фольклорных традиций на разных уров­ нях поэтики саамских текстов может открыть перспективу дальнейшей разработки данной проблемы в саамском литературоведении. Недостаточно исследованным остается творчество Н. Фениной (1955 г.р.), которая заявила о себе в литературе сравнительно недавно. Надежда Фенина (настоящая фамилия Ляшенко) происходит из са­ амского рода Чапоровых. Фенина - художник и поэт, сказочница, обладает экстрасенсорными способностями, на Кольском полуострове ее знают как нойду1 [49]. Ежегодно 7 января она проводит Праздник чистого снега, или праздник исполнения желания, в поселке Шонгуй, где проживает. Во вре­ мя праздничных действий участники праздника и гости прикасаются к са­ мобытной культуре древнего коренного народа. Интерес к народной культуре: языческим верованиям предков и ша­ манским практикам - обусловили своеобразие художественного мира пи­ сательницы. В литературе Надежда Фенина заявила о себе в 2007 г. «Сказкой о Севере», жанр которой определила сама как «философская сказка», вслед за этим появилась ее вторая книга - «Вначале был дан путь» (2012). В творчестве писательницы ярко прослеживается влияние мифо-фольклор- ной традиции. Особенностью жанра саамской сказки - майнс является свобода им­ провизации, что позволяет отнести ее к «легкому» жанру, за рамки которо­ го можно свободно выходить [258, с. 12]. Особенность эта сохраняется в «Сказке о Севере» Н. Фениной, явля­ ющейся импровизацией на темы известных саамских мифов и сказок, один из которых —миф об олене-человеке. В нем отражаются тотемические представления древнего народа о своем происхождении от золоторогого оленя Мяндаша2. 1Нойд - саамский шаман. 2Мяндаш - саамское божество в виде оленя, легендарный предок саамов. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz