Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

лась не во внешности, а в умениях и качествах. В соответствии с картиной мира саамов определялась мера красоты человека: «Об отце люди говори­ ли: золотые руки и мягкое сердце», о сыновьях —«хорошие помощники подрастают отцу». Народная педагогика была основана на большой любви к детям, которая исключала их баловство. Родители старались передать де­ тям свое умение жить в согласии с природой: «Вот была бы у меня дочь, я бы тоже учила ее своему мастерству, сказки ей бы рассказывала, песни пе­ л а...» [271, с. 44]. Очень важно было уметь не только работать, но и веселиться, поэто­ му ценилась в среде саамов песня, пляска, юмор. Все это помогало людям выжить в суровых северных условиях. Творчество С. Якимович - яркий пример того, что в среде коренных жителей Севера «и в настоящее время отмечается естественное и преобла­ дающее бытование мифологии и фольклора», «фольклор является одним из активных способов не только художественного, но и бытового мышле­ ния» [158, с. 5]. За долгие годы соседства с поморами саамы испытали влияние их культуры, которое выразилось, в том числе, в фольклоре. Ярким примером этого является сказка «Как Одгему счастье улыбнулось» [271, с. 50]. Сю­ жет сказки традиционен: саамский юноша Одгем отправляется на охоту, где спасает незнакомого человека от смерти, которая грозила тому из-за укусов комаров. В благодарность спасенный наградил Одгема безбедной и сытной жизнью, что позволило юноше взять в жены дочь царя. Влияние поморского фольклора на саамский выражено на сюжетном и образном уровнях, в деталях. Так, упоминаются волшебные предметы, с помощью которых герою удается обхитрить и победить царя: шапка- невидимка, кисет и деревянный свисток. Заимствованием можно назвать вызов помощников с помощью волшебного свистка, превращение обыч­ ных пуль, попавших в кисет, в золотые, исчезновение из поля зрения героя, надевшего шапку-невидимку. На поморское фольклорное влияние указывают также образы Царя и его дочери, сюжет сватовства к дочери Царя. В сказках С. Якимович ярко воссоздана национальная картина мира саамов с помощью множества этнографических деталей, которые несут информацию о духовной и материальной культуре северного народа: тра­ диционных ремеслах, предметах быта, жилищах, национальной одежде [112, с. 237-238; 271, с. 15, 23, 28, 45, 84]. В сказках С. Якимович звучат саамские песни [271, с. 45, 84], загово­ ры [271, с. 23], считалки [271, с. 71], загадки [271, с. 15]. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz