Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

скале находится отпечаток огромного врага, которого они победили с по­ мощью саамских духов. С. Якимович переиначивает сюжет. В ее сказке Куййвь - дух горы имеет антропоморфный облик и наказывает человека за зло, которое тот причинил ему: пиная, сбрасывает с горы, а сам остается оберегать озеро. В своих сказках С. Якимович часто прибегает к персонификации. Так, Северное сияние способно испытывать весь спектр человеческих чувств: скучать, радоваться, сердиться, обижаться. Сватаясь к саамской девуш­ ке, оно следует народным саамским обычаям: повязывает невесте на шею красивый платок, целует ее, а потом бегает и играет с возлюбленной. Все заканчивается, как и у людей, сватовством и женитьбой [271, с. 41]. Гром- дедушка не доволен шумом и баловством развеселившихся туч, сердится на них и поэтому гремит [271, с. 23]. В основу сказки «Солнце кашу варит» [7, с. 360] положена метафора смены времен года: ранняя весна борется с зимой, торопя ее уход. В то же время объяснение прихода весны тем, что это Солнце на крыше варит ка­ шу и в ожидании, пока она остынет, засыпает, что использует для своего возвращения зима, указывает на наивное очеловечивание окружающей природы, свойственное древним саамам. «Представление космоса в виде живого существа, отождествление макро- и микрокосмоса», отличающие мифологическое мышление [167], помогают С. Якимович вступать в диалог с окружающим ее миром, поэто­ му она с легкостью обращается к молодому одуванчику, который занесен в ее дом ветром [7, с. 361]; беседует с красивой грибной семьей в лесу [271, с. 6]; общается с морошковым болотом [7, с. 361]. Героиня сказки благодарит Солнце за дочь, а оно в ответ, прослезившись от радости за ребенка, наделяет девочку веснушками, образовавшимися из ее слез [7, с. 365]. Все герои сказок саамской писательницы общаются с природой на равных, понимают ее язык, учатся у нее, а она за это благосклонна к ним: дарит здоровье людям и животным, спасает лес от засухи, обеспечи­ вает кормом оленей [271, с. 10, 23, 40]. Наравне с людьми героями сказок С. Якимович становятся живот­ ные. Они также вступают в диалог с людьми, понимают язык человека, до­ говариваются между собой о помощи своим хозяевам [7, с. 373; 271, с. 23]. В этом проявляется мифопоэтическое сознание саамов. В то же время в сказочном мире писательницы олицетворены предметы: чайник, сосульки [271, с. 15]. Как мы уже отмечали, в сказках Ефим Софьи нет описательных об­ разов, что роднит их с народными саамскими. Красота человека заключа­ 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz