Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

которые достались им в наследство от родителей. И когда отец девушки говорит о том, что «одной красотой сыт не будешь», мать возражает: «А сам-то забыл, с каким достатком ко мне свататься приходил? Но мой отец отдал меня за тебя, за твои песни красивые, такие же, как у этого рыбака» [7, с. 371]. Расхваливает жениха и девушка: и кадриль он умеет играть1, и песни душевные поет. В пользу жениха сыграло знание им саамской наци­ ональной кухни, рецепты которой приводит С. Якимович. В каждом из трех испытаний юноша должен был угадать одно из блюд: «саамский суп явв с ягодой морошкой», «солёную икру с лесной ягодой вороникой» и «воронику в застывшем оленьем жире» [7, с. 371]. В сказке «Гром» [271, с. 22] содержится объяснение природных яв­ лений, таких как: дождь, гроза, молния, радуга - с точки зрения языческих верований; древнее саамское заклинание дождя, во время которого испол­ няется песня-обращение к южному ветру с просьбой пригнать тучи, чтобы оросить ими землю и мох. Доподлинно известно, что рассказы саамов о событиях дня (жанр муштоллы) чаще всего бытовали в форме песен. К жанру муштоллы близ­ ки такие философские зарисовки, как «Наша земля» [7, с. 360], «Улыбаю­ щееся болото» [7, с. 361], «Куййвь-дух» [7, с. 362]. Это впечатления от увиденного, размышления на разные темы, в основе которых - морально- этические представления саамов об отношении к природе. Наряду с использованием сказочных мотивов: оборотничества людей в животных и наоборот («Олененок»), а также окаменения («Эллвуэйвь - высокая гора») - С. Якимович прибегает к вымыслу и превращает людей в сосульку («Плач сосульки» [7, с. 366-367]) или в торфяную кочку («Элл­ вуэйвь - высокая гора») [7, с. 362-364]. Вместе с героями-людьми в сказках действуют мифологические и фольклорные персонажи, такие как: тотемный олень, Куййвь-дух (дух го­ ры), чахкля2, нойд (саамский шаман), Солнце, Северное сияние, Южный ветер, Гром дед и др. Как и в мифах, их жизнь уподобляется жизни людей: они так же чувствуют и ведут себя [168]. Одной из самых древних и рапространенных в разных вариациях ле­ генд является легенда о происхождении огромного отпечатка человека на скале на берегу священного саамского Сейд-озера. Саамы считали, что на 1Кадриль играть - то есть танцевать кадриль. Этот заимствованный танец пользовался большой популярностью у саамов, которые могли танцевать его беспрерывно до пят­ надцати раз подряд. Танцевать кадриль значило не только уметь работать, но и отды­ хать. 2 Чахкля - мифические существа, маленькие человечки, живущие под землей. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz