Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

мифо-фольклорным истокам вместе с вымыслом самой писательницы от­ личает стиль С. Якимович. Ярким примером может служить сказка «Солнечные слезки» [256, с. 43], своеобразие которой создается за счет наложения жанров ловты и майнс, отголосков архаического мифа о происхождении саамов от Солнца, использования сюжета о волшебном появлении детей у бездетной саам­ ской семьи, в котором принимает участие Солнце. Сказка повторяет струк­ туру мифа, объясняя объекты с точки зрения «как это произошло? как сде­ лано? почему?» [237]. В сказках «Северное сияние - длинная рука» [271, с. 34] и «Невеста» [271, с. 40] использованы распространенные в языческих представлениях саамов сюжеты о кровной связи людей с тотемными животными и природ­ ными явлениями - Северное сияние берет в жены самую красивую саам­ скую девушку. В сказке объясняется, почему во время свечения северного сияния нельзя свистеть, шуметь, а саамским женщинам ходить с непокры­ той головой. Это были неписаные правила этнического этикета. Сюжет о чудесном появлении детей у бездетных родителей находим и в сказке «Олененок» [271, с. 74]. Здесь же использован и миф о превра­ щении дикого оленя в человека, когда он переступает порог саамского жи­ лища вежи1. В сказках «Красивая Настя» [271, с. 82] и «Эллвуэйвь - высокая го­ ра» [7, с. 362] находим традиционный для саамских сказок сюжет сватов­ ства. Саамские девушки отказываются выйти замуж за злого и жестокого человека Кибп Нюнь, который силой хочет взять одну из них в жены («Эл­ лвуэйвь - высокая гора»). Они предпочитают гибель, чем жизнь с нелюби­ мым и недобрым мужем. Для них остается один выход: Оленк окаменева­ ет, а Даша становится глубоким озером у ее подножия. Так саамы объяс­ нили происхождение природных объектов. В сказке «Красивая Настя» мо­ жем наблюдать трансформацию традиционных фольклорных ролей: отец девушки противится желанию дочери связать свою судьбу с бедным юно- шей-полукровкой, у которого отец помор. Он хочет выдать ее за богатого саамского оленевода, поэтому создает препятствия для любви молодых, придумывая три испытания для юноши. Молодой человек проходит их и завоевывает своим прекрасным пением и красивыми словами о любви сердца родителей девушки. В саамской культуре отношение к слову было особое. Ценились те люди, которые умели сочинять и исполнять саамские песни, помнили те, 1Вежа - древнее саамское переносное жилище, построенное из досок, установленных конусом на основании из трёх-четырёх венцов, покрытое берёстой и дёрном. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz