Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
языке и «Моджесь Наст» на саамском и северо-саамском - вышли в 1999 г. В 2015 г. появилась ее книга «Пеййв кэннял» («Саамские сказки») с парал лельными текстами на русском и саамском языках. Те немногие работы, которые известны, затрагивают творчество С. Якимович лишь обзорно [62; 75; 219; 183], между тем степень представленности фольклорной тра диции в нем велика [36]. Стихи саамской писательницы музыкальны, что заметил мурманский композитор Алексей Шамшура. Результатом их твор ческого союза стала книга песен «Саамские напевы» (2000). Как перевод чик С. Якимович внесла свой вклад в создание сборника «Сергей Есенин на саамском» (2008). Произведения Якимович известны за пределами нашей страны [7, с. 348]. Родилась С. Якимович 23 апреля 1940 г. в многодетной саамской се мье. Отец работал пастухом-оленеводом, мать - чумработницей. С детства впитала грустные саамские напевы (луввьт1), сказки, которые сформирова ли ее мифопоэтическое мировоззрение [36]. С. Якимович не имела высшего образования, в отличие от других саамских писателей, что позволило ей сохранить практически нетронуты ми самобытность саамского мышления, мифопоэтическое миропонима ние, талант сказительницы и сказочницы, исполнительницы саамских пе сен. О С. Якимович отзывались как о «кладезе народной мудрости», унаследовавшей «неповторимый, самобытный колорит саамской жизни» [62, с. 153]. Писательница печаталась под псевдонимом Ефим Софья, что соот ветствует ее имени по-саамски: (чья?) Ефима Софья (по-русски - Софья Ефимовна). Мифологическое мышление, тесная связь с мифо фольклорными традициями составляют особенность поэтики ее сказок и всего творчества, причем все это имеет «естественно-стихийный харак тер», который объясняется «более тесной связью с фольклором как с ми ровоззренческой категорией сознания народа, проявляющейся в его жиз ненных ситуационных реалиях и сегодня» [158, с. 12]. Произведения С. Якимович, которые она называет сказками, отсы лают нас к фольклорным жанрам [36]. Для них, как и для саамских майнс (сказок различного содержания и формы), характерна большая доля им провизации. Многие сказки строятся на впечатлениях дня, поэтому имеют сходство с муштоллой (в переводе - «на ум пало, на ум пришло»). В осно ву своих произведений Якимович берет сюжеты саамских ловт (мифов и легенд), синтезируя их, накладывая на сюжеты из других фольклорных жанров, так что граница между ними расплывается. Такое отношение к 1Луввьт - саамская однообразная песня. 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz