Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
Архетип Солнца как бессмертия всего живого манифестирует себя также в мотиве обновления природы, крови, рода, который начинает зву чать с первых страниц романа во время ожидания и подготовки к священ ному празднику Имание оленей. Он является сквозным в романе. Сами священные праздники, которые саамы и ительмены проводят ежегодно, включены в цикличность и повторяемость. С архетипическим образом Невесты Солнца связан мотив путеше ствия героев из Мурманска в Москву, из Москвы в Париж, на Камчатку и обратно. Надо отметить, что мотив добывания невесты в романе подвергается трансформации в мотив добывания жениха, и это вполне соответствует матриархальной ментальности самского этноса [72], поэтому так активны в поисках возлюбленного именно женские персонажи: Настя, Екатерина, Каррита. На наш взгляд, это связано и с художественной концепцией автора. Таким образом, ведущим архетипом романа является архетип Солн ца, пронизывающий все уровни архитектоники произведения, выполняю щий структурообразующую функцию, воплощенный в полисемичном об разе Солнца. Образ Солнца многофункционален в произведении: это и символ гармонии жизни, света, тепла, и непременный участник обрядов, мерило этнического времени, он лежит в основе мотива бесконечной цикличности, повторяемости и бессмертия, что проявляется в композиции романа и его идее. Архетипическую основу имеет образ главной героини, носительницы Света, женского начала, который связан также с архетипом Девы, Невесты Солнца, реконструированным в соответствии с авторским замыслом и ху дожественной картиной мира. К архетипическим относятся и мотивы пу тешествия (странствия), обновления. Архетипическая основа романа помогает понять мотивы поступков героев, замысел автора, в то же время характеризует художественное мышление и стиль писателя. Обращение Н. Большаковой к архетипам сви детельствует о глубинной и тесной связи ее творчества с мифо фольклорными истоками, саамской культурой. Актуализация архетипов в творчестве саамских писателей, даже с учетом определенной их трансформации, не оставляет сомнений в том, что саамская литература передает этнические культурные ценности даже в условиях исчезающего языка. Мало исследованным является творчество саамской поэтессы, ска зочницы, переводчика С. Якимович (1940-2006), автора двух прижизнен ных книг. Оба поэтических сборника: «Праздник медведя» на русском 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz