Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

в основном было благом, тем более, что оно не часто радовало северный народ. С архетипом Солнца (Сына Солнца - Пеййвальке) связан архетип Девы - Невесты Солнца, который положен в основу образа главной герои­ ни романа [23]. Фольклор саамов сохранил фрагменты древнейших мифов о Найна- се - Северном Сиянии [210, с. 19-79]. В них Невестой Солнца становится дочь Луны, которую пришлось отдать замуж за Сына Солнца [210, с. 22]. В легендах дается описание Невесты Солнца: обликом человек, румяна, как ягода морошка, а сама «тоньше лунного луча, и чтобы никто ее не знал: есть она или нет» [210, с. 20], в облике девы она, «девица-красавица, краше ягоды морошки», спускается к людям, чтобы сделать их счастливыми [210, с. 24]. Многое в облике главной героини романа от солнца: «ярко-рыжие волосы и сочная зелень в глазах», «она была, как летний день, теплая и солнечная» [60, с. 18], «со своей огненной копной, словно с солнцем вме­ сто волос, шла в компании Жирковых» [60, с. 211]. И в танце ительменов, который исполняет Настя, это особенно становится заметно: «Ее распу­ щенные волосы метались из стороны в сторону в такт движениям, и среди темноволосых мужчин и женщин это походило на отблески солнца, спу­ стившегося посмотреть ночной Алхалалалай» [60, с. 342]. Автор использу­ ет этнический цветовой ряд в описании героини и северной природы: жел­ тый и красный - цвет волос Насти, цвет осени на Севере, цвет ягоды мо­ рошки, зеленый символизирует лето. Солнечность Насти покоряет воз­ любленного, и Лахэн признается: «Ты необыкновенная... созданная солн­ цем... я думал, таких не бывает...» [60, с. 313]. Ощущения героини также пронизаны солнцем: «Я - Женщина!!! - пела ее душа. - Женщина!!! Бла­ гословляемая Богом! Луч солнца!» [60, с. 78]. Для мифологического времени характерна бесконечная цикличность, повторяемость, бессмертие, что объясняет ежедневное появление и заход солнца. В этом контексте символично имя главной героини: Анастасия - воскресшая, воскресающая, с ним связаны функции этого образа: она дает надежду любимому мужчине на новую жизнь, любовь, воскрешая его по­ сле личной драмы с Карритой. Образ Насти как никакой другой связан с идеей романа: любовь бессмертна. Этому подчинено все: сюжет, компози­ ция произведения, мотивы, детали, вставные эпизоды, легенды саамов и ительменов. Не случайно Варван является обладательницей оберега, кото­ рый женщины ее рода передают по наследству, тем самым как бы освящая свое право на настоящую любовь. 118

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz