Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
лось над угрюмыми осенними сопками, затянули протяжную обрядовую песню и в медленном танце, притопывая, пошли вокруг огня. Песня воз вещала восхождение солнца, посылалась огненному шару как жертвенный дар во имя жизнеутверждения и крепости рода. Эта последняя по сути дела встреча с солнцем была священна. Яркое светило очищало и освещало ду ши людей на долгую, холодную полярную ночь» [60, с. 159]. Солнцу при носил первую жертву Нуэйт Белый День, и помогали ему в этом «знаткие» (старейшины) [60, с. 56]; с просьбой дать «живой солнечный огонь», кото рый избавит ее от бесплодия, «обогреет ее душу, а главное - плоть», обра щается к светилу Варван [60, с. 59] - «низко склонив голову, пришептыва ла, умоляя светило услышать крик ее души, который на самом деле был громче всех других взываний к богу. Он прорывался сквозь небо, летел навстречу солнцу в надежде быть услышанным» [60, с. 59]. Присутствие на празднике нуэйта - посредника между солнечным светом и людьми - сулило участникам действа успех [60, с. 56]. Считалось, что Белому Дню покровительствовало само Солнце, определяя его мис сию, поэтому только нуэйту разрешалось «смотреть в лицо бога Пеййва своим внутренним зрением» и извещать всех «о принятии жертвы богами» [60, с. 60]. В романе описан путь превращения простого саама Харьи в ну эйта: «Однажды выбрав солнце, нуэйт уже не мог изменять своему пути, а так как покровителем был избран Пеййв, к богине Манне (Луны) и духам темной ночи он мог обращаться только в случаях крайней нужды, когда речь шла о жизни или смерти. На помощь нуэйту приходил свет солнца, очищающий огонь был его союзником, духи белого дня - проводниками» [60, с. 8]. Неотъемлемым атрибутом саамской и ительменской культур являет ся солнце. Его символизирует татуировка в виде круга на правой щеке с точкой внутри у ительменов и саамов [60, с. 232]; березовый очиститель ный круг на ительменском празднике Алхалалалай [60, с. 236] и большой священный круг из костей жертвенных животных на саамском Имание оленей [60, с. 58]; красная половина сине-красного круга посредине саам ского флага [60, с. 147]. Одной из любимых ягод саамов является морошка. В романе она символизирует солнце, потому что при созревании «соком солнечным за много шагов светиться начинает» [60, с. 154]. Однако в культуре саамов солнце не всегда играло положительную роль. Это отражено в некоторых саамских поверьях: «Великая беда чело веку, если кожу нарушишь, если кровь на солнце окажется. Это уже рана, боль. Отсюда болезнь, смерть...» [60, с. 150]. И все же солнце для саамов 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz