Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
О том, что свое происхождение саамы ведут от Солнца, указывается в романе прямо или косвенно через мифы, легенды и сказки. В основе это го - мифологические представления коренного народа, сохранившиеся в саамской легенде о поиске и добывании невесты. В ней сын Солнца от правляется на землю, где живет единственная незамужняя девушка- великанша, чтобы посвататься к ней. «От Солнцева сына и великанши потомство пошло на нашей земле крепкое да сильное и распространилось оно далеко, далеко...» [60, с. 371]. Автор использует и древнюю легенду о кусочке солнца, который раздобыл храбрый вежник1 для своих соплемен ников [60, с. 25]. С солнцем сравниваются люди и их чувства: «Словно морошка навстречу солнцу раскрывает свою чашечку соцветия, Варван навстречу губам Нуэйта раскрывала свои» [60, с. 165]; «улыбнется (Сузвай) - и от улыбки мягкие лучики вокруг глаз, словно солнце в твою душу заглядыва ет» [60, с. 207]; «...заблестели огромные глаза девушки, словно солнечные блики заиграли на двух озерах сразу» [60, с. 46]. Сузвай, влюбленный в Екатерину, начинает понимать: «Неуловима душа женщины, словно луч прильнет к мужчине, обогреет и ускользнет в неведомую, недосягаемую для него высь» [60, с. 347]. Этнические представления о времени связаны у саамов с солнцем: «И только когда медное солнце закатилось за гору, а темнота стала резко опускаться на землю, выглядывая, сказал старику и тем, кто из любопыт ства или сострадания оставались еще здесь» [60, с. 96]; солнце является мерилом прошлого: «Говорят, давно это было. Даже солнце и вершины ог недышащих гор уже не припомнят, когда» [60, с. 197]; обозначает время года: «И бабка Синаневт рассказала о том, что, когда по весне солнце взломает лед на реке, все жители спешили к берегу» [60, с. 222]; годовой период: «Лишь спустя время духи дали Харье знак, что через семь лет вер нут в его вежу женщину. И вот седьмой год Солнце-Пеййв завершал свой круг в тундре» [60, с. 6], «С мужем почти полный круг солнца жила - не отяжелела» [60, с. 17]. Солнце принимает участие в языческих обрядах саамов как божество верхнего мира. Саамы были солнцепоклонниками, о чем говорят их жерт воприношения и молитвы, особенно священный праздник Имание оленей, имеющий своей целью обновление крови и магическое зачатие: «Саамы в день священнодействия строго соблюдали обычай предков, боясь гнева бо гов. В центре поляны развели большой огонь. Вокруг него собрались муж чины племени, и едва “последнее” перед полярной ночью солнце показа 1Вежник - обитатель саамского жилища вежи. 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz