Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

зом Солнца и архетипический сюжет добывания невесты, а также мотив очищения. Образ Солнца являлся основным на шаманских бубнах в тех местностях, где существовал культ Пеййва. Наносился он на бубны в виде правильного четырехугольника, от углов которого во все стороны шли нити-вожжи, обозначая власть Солнца на земле. Запечатлен образ Солнца и в вышивках саамов, в их наскальных изображениях - петрогли­ фах [23]. Полисемичный образ Солнца несет в романе Н. Большаковой опре­ деленные семантические нагрузки. Солнечный свет придает живописность пейзажам романа, дает про­ чувствовать свое тепло. Уже самое начало романа начинается с описания сочной солнечной осени: «Рыжая лисица пробежала по лесу и окрасила листья в цвет своей шубки. Полыхали огнем деревья, под ногами бурел мох, наливалась красным соком брусника» [60, с. 5]. На протяжении всего повествования автор дает читателю прочувствовать тепло солнечных дней в Москве и на Камчатке, увидеть природу Севера в лучах солнечного све­ та, что помогает созданию теплой, солнечной тональности романа. Любовь Насти для Лахэна сродни солнечному свету: «С твоим отъ­ ездом перестало светить солнце...» [60, с. 366], но солнце и для самой ге­ роини является источником радости. Появление солнца после долгой по­ лярной зимы имеет особое значение для саамов и воспринимается ими как праздник: «Наверное, нигде больше, как в Мурманске, жители не отмеча­ ют праздника с таким оптимистическим названием, как “Здравствуй, солн­ це!”» [60, с. 373]. Солнце в романе - мерило лучших человеческих качеств, женской красоты. Наблюдая за своими спутницами - молодой Анастасией и воз­ растной Александрой Антоновой - Сергей отметил их жизненную энер­ гию, внутренний свет, почувствовал себя «щедро обогретым, как солнеч­ ными лучами, их гостеприимством и дружбой» [60, с. 149]. Красота окру­ жающего мира также зависит от солнца: «Но еще более красив город лет­ ним вечером, когда солнце висит над ним, как огромный оранжевый диск, освещая своими лучами цветы иван-чая...» [60, с. 360]. Символизирует для саамов солнце и саму жизнь, становясь необхо­ димым условием ее появления, являясь матерью всего живого. Это осо­ бенно понимает нуэйт Белый День: «Только доброта и ласка смогут разбу­ дить эту женщину и ее спящее тело. Перед ним распускался пока только морошковый цвет, а чтобы созрела ягода, необходим солнечный луч, кото­ рым и должен стать он, нуэйт Белый День» [60, с. 176]. В этих словах - древнее понимание народа Севера о связи нуэйта с солнцем. 115

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz