Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
зом Солнца и архетипический сюжет добывания невесты, а также мотив очищения. Образ Солнца являлся основным на шаманских бубнах в тех местностях, где существовал культ Пеййва. Наносился он на бубны в виде правильного четырехугольника, от углов которого во все стороны шли нити-вожжи, обозначая власть Солнца на земле. Запечатлен образ Солнца и в вышивках саамов, в их наскальных изображениях - петрогли фах [23]. Полисемичный образ Солнца несет в романе Н. Большаковой опре деленные семантические нагрузки. Солнечный свет придает живописность пейзажам романа, дает про чувствовать свое тепло. Уже самое начало романа начинается с описания сочной солнечной осени: «Рыжая лисица пробежала по лесу и окрасила листья в цвет своей шубки. Полыхали огнем деревья, под ногами бурел мох, наливалась красным соком брусника» [60, с. 5]. На протяжении всего повествования автор дает читателю прочувствовать тепло солнечных дней в Москве и на Камчатке, увидеть природу Севера в лучах солнечного све та, что помогает созданию теплой, солнечной тональности романа. Любовь Насти для Лахэна сродни солнечному свету: «С твоим отъ ездом перестало светить солнце...» [60, с. 366], но солнце и для самой ге роини является источником радости. Появление солнца после долгой по лярной зимы имеет особое значение для саамов и воспринимается ими как праздник: «Наверное, нигде больше, как в Мурманске, жители не отмеча ют праздника с таким оптимистическим названием, как “Здравствуй, солн це!”» [60, с. 373]. Солнце в романе - мерило лучших человеческих качеств, женской красоты. Наблюдая за своими спутницами - молодой Анастасией и воз растной Александрой Антоновой - Сергей отметил их жизненную энер гию, внутренний свет, почувствовал себя «щедро обогретым, как солнеч ными лучами, их гостеприимством и дружбой» [60, с. 149]. Красота окру жающего мира также зависит от солнца: «Но еще более красив город лет ним вечером, когда солнце висит над ним, как огромный оранжевый диск, освещая своими лучами цветы иван-чая...» [60, с. 360]. Символизирует для саамов солнце и саму жизнь, становясь необхо димым условием ее появления, являясь матерью всего живого. Это осо бенно понимает нуэйт Белый День: «Только доброта и ласка смогут разбу дить эту женщину и ее спящее тело. Перед ним распускался пока только морошковый цвет, а чтобы созрела ягода, необходим солнечный луч, кото рым и должен стать он, нуэйт Белый День» [60, с. 176]. В этих словах - древнее понимание народа Севера о связи нуэйта с солнцем. 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz