Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

ственными представлениями, сформированными под воздействием рус­ ской культуры, и утрачивает свою мифологическую составляющую. В произведениях современной саамской писательницы обнаружива­ ется глубинная связь с мифологией и фольклором саамов на уровне архе­ типов. Так, в романе «Алхалалалай» доминирует архетипический образ Солнца, при этом он пронизывает все уровни архитектоники романа [23]. Говоря о языческих представлениях коренного народа Севера об устройстве Вселенной, мы связываем их, прежде всего, с образом Солнца - Пеййвом, который пользовался у саамов большим религиозным почитани­ ем и относился к божествам небесного, верхнего мира. Образ Солнца мы наблюдаем в солярных и лунарных саамских мифах, причем в саамской мифологии Солнце-Пеййв может быть как женского, так и мужского рода [63, с. 243-244], т.е. андрогинным, совершенным, что говорит «о боже­ ственном могуществе его творящей силы» (см. об этом: [136, с. 101]). В одном из мифов повествуется о том, что Солнце утром начинает объезжать мир и едет по небу сначала на медведе, в полдень - на олене­ быке, а вечером -на оленихе-важенке. Функции его различны: вне дома оно небесное светило, а в доме - человек [210, с. 19]. В древнейшем фольклоре саамов рассказывается как о Солнце, так и о его детях - сыновьях и доче­ рях, похожих на людей. Они могут спуститься с неба на землю и жить сре­ ди людей. Помогает Солнце и увеличению оленьих стад, дает земле теплой быстрый рост травам. Власть Солнца распространяется на всю землю. В основу одного из древних космогонических мифов саамов о Солнце поло­ жен сюжет о сватовстве сына Солнца Пеййвальке к лунной деве. Луна от­ казывает Солнцу, потому что дочь ее принадлежит другому миру. Начина­ ется война стихий: заходила ходуном земля, горы взгромоздились хребта­ ми, Солнце палило так сильно, что высушило землю. Но и Луна не явля­ лась сторонним наблюдателем, она собрала свои силы: текучие и стоячие воды, морские волны, лесные тени, и все загробное воинство со сполохом Найнасом во главе встало на защиту Луны. Так разделилась и поднебесная тварь: птицы, олени и козы встали на сторону Солнца, дикие звери пошли на помощь Луне. Космическую борьбу стихий прекратил всевышний бог в образе старца моржа, послав на землю ночь, после чего Луне ничего не оставалось, как принять предложение Солнца на брак дочери с Пеййвальке. Сюжет о свадьбе детей Луны и Солнца, сохранившийся во фрагмен­ тах мифов у саамов, является архаичным также и для мифологии балтов и прибалтийско-финских народов [196, с. 157]. Сюжеты о Солнце встречаются в различных вариантах саамских мифов, иногда они начинают переплетаться в одной сказке. Связан с обра­ 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz