Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

им ладони разжать - и вот оно уже готово выскользнуть, выпорхнуть пти­ цей вольной, улететь...» [59, с. 307]. Образ птицы помогает ей выразить свое душевное состояние [59, с. 458]. Елена, подруга Светланы, после чтения писем Елены размышляя о сути женской души, приводит множество разных выражений, связанных с птицей: «парит на крыльях любви», «хожу, словно окрыленная»; «любовь окрыляет, а нелюбовь приземляет»; «у меня сегодня появилась сказочная легкокрылость», «у неё не руки - крылья», «я лечу на крыльях мечты», «крылатая богиня» - и делает вывод о том, что «женщины - те всё больше крылатые, летают в своих мечтах и фантазиях. А лиши женщину крыльев и радости полета - тут же иные словосочетания появятся - “опустились мои крылышки” ...» [59, с. 555]. Наконец, мифологический символ птицы Феникс становится аллего­ рией будущего России в размышлениях героини: «Знаешь, Глеб, а я поче­ му-то верю - Россия вырвется из этого хаоса тьмы, возродится к новой, светлой жизни, точно так же, как возрождалась птица Феникс из пепла» [59, с. 393]. Как мы уже успели заметить, образ птицы в творчестве Большаковой играет большую роль. В сказочной прозе «птицы помогают воссоздать картину мира древних саамов, выполняют сюжетообразующую функцию, являясь инструментом художественной организации материала, раскрыва­ ют авторский взгляд на мир и человека в нем» [33], сохраняя при этом свою мифологическую составляющую. Кроме того, в основе фольклорного образа птицы лежат этнокультурные представления автора. В несказочной прозе Н. Большаковой образ птицы имеет другие функции: помогает воссоздать внутреннее состояние, прежде всего, женских персонажей, подчеркивает трагичность судеб героинь, символи­ зирует суть устремлений женской души. И в то же время автор использует образ птицы и для внешней характеристики мужчин героев, подчеркивая и конкретизируя: орел - мужскую решительность, лебедь - преданность, силу, чайка - духовность, возвышенность, крылатость женской души [35]. Таким образом, на основе проанализированного материала можно сделать вывод, что, осознанно обращаясь к мифологии, Н. Большакова ху­ дожественно организует с ее помощью материал своих произведений. Птица в контексте ее творчества является не просто художественным обра­ зом, но и мифологемой, в которой заключена культурная память этноса, в то же время она отражает авторское миропонимание. Со временем мифо­ логема птицы переосмысливается писательницей в соответствии с художе­ 113

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz