Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

В этом заключается мифо-религиозное содержание образа птицы финно-угорских народов, птицы, олицетворяющей женское природное начало, «одной из многих воплощений Великой Матери, дарующей жизнь всему живому» [119, с. 1877]. В символическом сне героини романа, предвещающем разлуку с лю­ бимым, как символ верности появляется образ лебедя. Здесь мы наблюда­ ем «переработку семантики мифологемы птицы в соответствии с мировы­ ми традициями и собственным художественным мировоззрением Н. Боль­ шаковой» [35]. Такое превращение Насти и Лахэна в лебедей напрямую связано с тотемическими верованиями саамов, их сказочно-мифологическим оборот- ничеством, распространенным также и у других народов мира [229, с. 98]. В романе «Алхалалалай» способностью к оборотничеству обладает только главная героиня. Акцентируя внимание читателя на этом, автор тем самым подчеркивает «генетическую особенность» Насти, ее «связь с сакральным» [35]. Для нее птица и полет являются, прежде всего, символами любви, свободы и счастья: «Она летала высоко и пела свою песню любимому, по­ ка он был рядом. Но стоило ему покинуть ее, и ощущение радости полета пропало» [59, с. 19]. Не удивительно, что брачный танец розовых фламинго производит такое глубокое впечатление на Настю, которая «ловила себя на мысли, что и сама не прочь стать на какой-то момент птицей» [59, с. 192]. С птицами роднит Настю и любовь к свободе, и ощущение полета, и возвышенность души, верность в любви и одухотворенность, стремление к неизведанному. Именно эту особенность героини подмечает Перий, ру­ ководитель ительменского ансамбля «Эльвель», называя Анастасию «пташкой-канарейкой» [35]. С образом птицы связана и Каррита, гражданская жена Лахэна, еще одна героиня романа. Правда, ее судьбу олицетворяет трагический образ птицы - одинокого лебедя, погибающего на замерзающей полынье, из последних сил разбивающего крыльями кромку льда. Именно эти кар­ тины давно ушедшего прошлого Каррита вспоминает в моменты своих тя­ желых испытаний. Став когда-то в детстве свидетелем борьбы лебедя за свое выживание, потом она раз за разом оживляет эту картину в своей памяти, уже не замечая, как сама превращается в этого «лебедя». А тогда, наблюдая за его усилиями, она не выдержала, «достигла полого места и схватила птицу на руки, но, как ни старалась привести лебедушку в чув­ ства, не могла. Свои последние силы та отдала полынье и умерла на руках девочки, свесив холодеющую шею к самому льду» [59, с. 167]. Вот ill

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz