Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

ния природе» [23]. Осенний праздник ительменов, известный еще в древ­ ности и возобновленный в конце XX века, проводится после окончания се­ зона рыбной ловли и приготовления зимних запасов. Центральное событие праздника - это обряд очищения, для которого устанавливается березовый круг. Проходя через него, ительмены выкрикивают магическое слово «Ал- халалалай!» и тем самым избавляются от грехов [60, с. 237]. Во многих своих произведениях Большакова использует в качестве художественного сравнения образ птицы, и роман «Алхалалалай» не ис­ ключение. Образ птицы помогает раскрыть не только душевное состояние героев, но и физическое и психологическое. Так, пережив напряжение по­ следних часов праздника и испытывая при этом неимоверную физическую и душевную усталость, нуэйт Белый День падает на оленьи шкуры как подкошенный, «раскинув в разные стороны руки, словно подбитая птица» [59, с. 42]; «словно птица, Настя уже много лет кружила в полете одна сре­ ди людей и городов в поиске своего любимого. Казалось, крылья стали слабеть, исчезла всякая надежда на встречу... И вот он, большой и могу­ чий, подлетел к ней» [59, с. 178]. С птицами сравнивает автор и внешность своих героев. Например, наблюдая за Кончатом, Настя характеризует его как мужчину, более похо­ жего на европейца, нежели на ительмена: «Не было у него тайной раскосо­ сти глаз, как у Лахэна, большого орлиного, как у Перия, носа, словно по заказу выточенного с образа хищной птицы» [59, с. 151]. Образ птицы присутствует и в характеристике действий героев: «Лахэн навис над ней, словно большая птица, стараясь закрыть от всего мира своими руками-крыльями»; «они (Белый День и Настя. - В. Б.) совер­ шили, словно птицы, прекрасный полет любви»; и в описании социального статуса женщин - «от простушек до “птиц высокого полета”» [59, с. 109]. Пейзажные зарисовки автор также дает в образе птицы: «Ночь, слов­ но огромная птица, опустила черные тяжелые крылья на дом Карриты» [59, с. 167]. «Женщина-птица» —такова основа метафоры судьбы главной герои­ ни [35], и поэтому во сне, убегая от преследователей, Настя слышит в свой адрес эти же слова: «Ее не убить: она - женщина-птица». Оказавшись во сне перед пропастью, герои смело кидаются с крутого обрыва и летят, «как два лебедя, расправив крылья». Потеряв любимого, Настя воспаряет в небо одна, «поднимаясь все выше и выше», и превращается в птицу... [59, с. 62]. Умение летать во сне уподобляет героиню романа существу, наде­ ленному даром общения с небесами, связующему звену между богами и человеком. н о

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz