Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
тате которого рождаются близнецы [35]. «Раньше считали, что от связи мужчины и женщины близнецы родиться не могут, для этого необходимо соединение женщины со сверхъестественным существом или животным» [229, с. 116]. В сборнике сказок Н. Большаковой сакральной является во доплавающая птица - чайка, символ истока, начала. В сказке «Подарок чайки» заключена главная идея всего сборника: жизнь без любви бессмыс ленна и не имеет будущего. В «Сказе об Октябрине...», повествующем о трагической гибели первой саамской поэтессы Октябрины Вороновой, снова появляется чайка. Она символизирует душу женщины и уходит в небо после гибели поэтес сы: «Душа обрела крылья птицы и взлетела еще выше» [70, с. 154]. Мифологема птицы является транслятором этнических ценностей, средством выражения неких «вечных» психологических начал [35], «стой ких национальных культурных моделей» [168, с. 210]. Главный принцип существования сказочной Вселенной Н. Большаковой - любовь, которая озаряет и согревает все вокруг, поэтому так важно для героев эту любовь обрести. Но не только сказочные герои ищут любовь, жизнь без нее невы носима и для Октябрины, погибшей от ненависти змея. Имеет смысл рассмотреть влияние фольклорных и мифологических традиций саамов не только в сказках Надежды Большаковой, но и в ее ро мане «Алхалалалай» (2003), ставшем первым в литературе российских са амов. Это роман не только о любви героев, принадлежащих к разным эт ническим группам, к разным национальным культурам - саамской и ительменской, «он и о судьбах этих народов, их верованиях, мифологии, этнографии, да и самой жизни» [60, с. 3]. Это помогает ввести в произве дение мифы и легенды саамов и ительменов, затронуть общие проблемы коренных малочисленных народов Севера, сравнить их быт, традиции, ми ровоззрение [23]. Обратимся к сюжетным линиям романа, здесь их три: в XVII веке - это отношения Варван и нуэйта (саамского шамана) Белый День; в XX ве ке - отношения двух пар: Насти и Лахэна, Екатерины и Сузвая. Главные герои романа - Настя, женщина саами, и Лахэн, мужчина ительмен, - по любили друг друга вопреки условностям, преградам и расстояниям. Лю бовь представителей древнего саамского племени Варван и нуэйта Белый День является своеобразной экспозицией всего романа. Переживая за их судьбы, мы переносимся в далекое прошлое саамской земли, знакомимся с предками главной героини в XVII веке. Внимание читателя привлекает уже само название романа «Алхалалалай», в котором скрыта магия ительмен ского слова. «Алхалалалай» - «праздник очищения от грехов и благодаре 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz