Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
зом, в сказке представлена история появления на земле саамских людей, которая соответствует мифологическим представлениям древних саамов. Со слов Н. Большаковой, к моменту написания сказок ее познания по этнографии саамов были очень скудны. Она не интересовалась этой темой и по лопаристике знала только одну работу - статью о «шумерах» Лаплан дии, которую прочитала в журнале «Наука и религия». Однако космиче ский медведь в ее сказке представлен в соответствии с языческим мировоз зрением саамов - в виде птицы, на котором Птица-Солнце летает в поис ках невесты [35]. Этот миф о медведе-первопредке, который спустился с небес, известен также и в других финно-угорских мифах [196, с. 8]. Семантическое наполнение образа ворона в «Сказке о том, как гора Карнасурт название свое получила» несколько иное, чем во фрагменте ми фа о появлении земли [256, с. 54-56]. В основе сказки лежат тотемические представления саамов. По сюжету сначала саам Оця спасает вороненка, выхаживая его, а потом выросший ворон в знак благодарности помогает Оце в его охотничьих делах. Кроме того, птица выполняет функцию тоте ма, предсказывает погоду, горе, радость, притягивает удачу в жизнь саама. Сказка объясняет происхождение земного рельефа - появление горы Кар насурт (горы Ворона), отсылая к этиологическому мифу [35]. Образ птицы антропоморфен, что соответствует языческим пред ставлениям древних саамов и согласуется с художественным вымыслом писателя. Тотемический герой Ворон-вещун помогает человеку в борьбе со злом, защищает лопинов. В конце повествования ворон окаменевает и пре вращается в гору Карнасурт, что соответствует мотиву окаменения, рас пространенному в саамском фольклоре [35]. Тотемические представления древних саамов положены также в ос нову сказки «Подарок чайки», которая дала название всему сборнику. По добный сюжет распространен у народов Сибири: «Когда бесплодная жен щина обращалась к орлу с просьбой дать ей детей и после этого у нее рож дался ребенок, он считался рожденным от орла. В этом случае орел являл ся тотемом материнского рода» [229, с. 35]. В благодарность за спасение своих птенцов чайка дарит бездетной саамской семье близнецов —девочку и мальчика, которых называют в честь птицы: мальчика в честь озерной — Церьха, девочку в честь речной —Кайе, вкладывая в них души птиц, кото рым покровительствует Бог-дедушка - Йиммель-аень. Дети начинают про являть большие шаманские способности, чем у нойды1. Все это отражает языческие представления саамов о сверхъестественном зачатии, в резуль 1Нойд - саамский шаман. В том же значении - нуэйт, нойда. 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz