Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

зом, в сказке представлена история появления на земле саамских людей, которая соответствует мифологическим представлениям древних саамов. Со слов Н. Большаковой, к моменту написания сказок ее познания по этнографии саамов были очень скудны. Она не интересовалась этой темой и по лопаристике знала только одну работу - статью о «шумерах» Лаплан­ дии, которую прочитала в журнале «Наука и религия». Однако космиче­ ский медведь в ее сказке представлен в соответствии с языческим мировоз­ зрением саамов - в виде птицы, на котором Птица-Солнце летает в поис­ ках невесты [35]. Этот миф о медведе-первопредке, который спустился с небес, известен также и в других финно-угорских мифах [196, с. 8]. Семантическое наполнение образа ворона в «Сказке о том, как гора Карнасурт название свое получила» несколько иное, чем во фрагменте ми­ фа о появлении земли [256, с. 54-56]. В основе сказки лежат тотемические представления саамов. По сюжету сначала саам Оця спасает вороненка, выхаживая его, а потом выросший ворон в знак благодарности помогает Оце в его охотничьих делах. Кроме того, птица выполняет функцию тоте­ ма, предсказывает погоду, горе, радость, притягивает удачу в жизнь саама. Сказка объясняет происхождение земного рельефа - появление горы Кар­ насурт (горы Ворона), отсылая к этиологическому мифу [35]. Образ птицы антропоморфен, что соответствует языческим пред­ ставлениям древних саамов и согласуется с художественным вымыслом писателя. Тотемический герой Ворон-вещун помогает человеку в борьбе со злом, защищает лопинов. В конце повествования ворон окаменевает и пре­ вращается в гору Карнасурт, что соответствует мотиву окаменения, рас­ пространенному в саамском фольклоре [35]. Тотемические представления древних саамов положены также в ос­ нову сказки «Подарок чайки», которая дала название всему сборнику. По­ добный сюжет распространен у народов Сибири: «Когда бесплодная жен­ щина обращалась к орлу с просьбой дать ей детей и после этого у нее рож­ дался ребенок, он считался рожденным от орла. В этом случае орел являл­ ся тотемом материнского рода» [229, с. 35]. В благодарность за спасение своих птенцов чайка дарит бездетной саамской семье близнецов —девочку и мальчика, которых называют в честь птицы: мальчика в честь озерной — Церьха, девочку в честь речной —Кайе, вкладывая в них души птиц, кото­ рым покровительствует Бог-дедушка - Йиммель-аень. Дети начинают про­ являть большие шаманские способности, чем у нойды1. Все это отражает языческие представления саамов о сверхъестественном зачатии, в резуль­ 1Нойд - саамский шаман. В том же значении - нуэйт, нойда. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz