Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

строены на том, что ворон-жених ищет невесту среди саамских девушек, берет ее замуж и у них родятся дети, но со временем ворон выклевывает один глаз своей жене. Определенное место занимает образ птицы в обрядовом и необрядо­ вом фольклоре коренного народа. Жених при сватовстве называет невесту уточкой, спрашивает у ее родителей разрешения поймать птичку, дает обещание ухаживать за ней: кормить и беречь. Скорее всего, в обряде сва­ товства птица символизирует будущее рождение детей [252, с. 276, 283]. Подобное обращение - к птице - сохранилось и в более позднем свадеб­ ном обряде [63, с. 93]. Кроме того, как удалось выяснить, в саамских паре­ миях образ птицы наиболее частотный из всех образов животных [197]. Птичьи черты сохраняются у оленя Мяндаша1 в охотничьем мифе: «Черную голову держит высоко, закинул рога и на невидимых крыльях летит. Ветры вольные его дыхание, они несут его в полете, в пути» [257, с. 80]. Наконец, птица является одним звеном цепочки реинкарнации «рыба - олень - птица - олень - рыба», повторяющей вертикаль мирового древа, что «позволяет проследить мифологические истоки и связь разных форм промысловой деятельности» [236, с. 257]. Любимым фольклорным образом Н. Большаковой является образ пти­ цы. Название сборника «Подарок чайки» (1996) оказалось не случайным. Чайка, приснившаяся писательнице, произнесла: «Ты - женщина-птица». Позднее мурманский поэт В. Тимофеев посоветовал Н. Большаковой придумать название для книги не совсем обычным способом: написать наугад 60 любых словосочетаний, а потом выбрать из них одно [35]. В первой сказке сборника - «Прародитель Мяндаш» - сконструиро­ вана сказочная Вселенная в виде птицы-демиурга, из яйца которой появ­ ляются птенцы. Среди них птица-Солнце и птица-Земля, результатом их любви становится олень Мяндаш-пырре, прародитель саамов. Отец- Солнце дарит Мяндашу золотые рога, от родителей Мяндаш получает так­ же способность летать, поэтому его бег всегда сравнивается с полетом: «Лети, Мяндаш, ищи себе судьбу» [70, с. 6]. Мяндашу ничего не стоит преодолеть огромное расстояние ради поиска любимой, которую он пре­ вращает в важенку2 и делает своей судьбой. У пары рождается ребенок в виде человека, но наделенный чудесной силой отца-оленя. Подросшему сыну Мяндаш-пырре завещает тундровые просторы и дает наставление бе­ речь оленя, относиться к нему, как к родному брату [70, с. 8]. Таким обра­ 1Мяндаш - саамское божество в виде золоторогого оленя, легендарный предок саамов. В легендах о Мяндаше отразились древнейшие тотемические представления саамов. 2Важенка - самка оленя, олениха. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz