Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

народа, формирует стиль национального писателя и своеобразие нацио­ нальной литературы. Влияние фольклора на литературу обнаруживается не только на жанровом, тематическом, мотивном и образном уровнях. «Через фольклор литература наследует элементы мифологического миросозерцания, образ­ цовую этническую модель поведения. Этот процесс не происходит меха­ нически: обращаясь к мифологии и фольклору, художник слова использует архетипические образы, выстраивая собственное видение мироздания, наполненное этническими смыслами» (см. об этом: [29]). Среди мифологических и фольклорных образов в литературной сказ­ ке Н. Большаковой особое место занимает архетипический образ птицы. В культуре саамов птицы занимали особое место. Охота на них явля­ лась традиционным видом промысла коренного народа, им овладевали уже в детском возрасте. Куропатку называли летучей рыбой и ели ее даже в пост [156, с. 38]. Птицы: журавли, утки, гуси - изображены на канозерских петрогли­ фах1. Изображение птицы используется в элементах саамского орнамента: кыррьтэй лоанът ‘летящая птица’, рыбп ручч ‘следы куропатки’; рыбп кийе ‘лапки куропатки’, лоанЬт кебпъленч ‘птичья лапка’. Парящая север­ ная птица кыррьтэй лоанът ‘летящая птица’ изображена в виде белого треугольника с петлями на углах [28, с. 40]. В народном календаре саамов время февраля-марта называлось нюххчманн ‘лебединый месяц’ [63, с. 50], что было связано с прилетом этих птиц на Север, в Заполярье. Одно из саамских клейм2 носило название «воронья лапа», «птичий клюв» [63, с. 135]. Названия птиц использованы в топонимике Кольского полуострова: Карнасурт - гора Ворона, село Воронье, их изображение - на шаманском бубне [252, с. 219]. В виде лестницы птиц представляли саамы Млечный путь, как и другие финно-угорские народы [196, с. 8]. В.В. Чарнолускому удалось записать фрагмент космогонического мифа, в котором водоплавающая птица выступает в роли демиурга [256, с. 54, 84]. Распространенными у саамов являются мифы о браках людей с жи­ вотными, отражающие тотемические воззрения. Чаще всего сюжеты по- Петроглифы наскальные рисунки, живопись древних художников. Петроглифы на берегах и островах озера Канозеро датируются 3-^,5 т. до н.э. Клеймо —знак, налагаемый на предметы, метка, печать. У саамов служили знаком собственности. 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz