Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
волю богов - достает со дна великого праморя землю (у саамов - травин ку). «Умение летать в мифологическом восприятии превращало птицу в существо, которое обладало божественным даром общаться с небесами, быть связующим звеном между богами и человеком» [119, с. 1877]. В са амской мифологии такой птицей была утка или оляпка [256, с. 54, 84]. В художественном мире сказок Н. Большаковой мифологические и фольклорные персонажи «воссоздают картину мира древних саамов, вы полняют сюжетообразующую функцию, а также позволяют раскрыть ав торский взгляд на мир и человека в нем» [26]. Таким образом, в литературной сказке саамской писательницы Н. Большаковой прослеживается непосредственная связь с мифо-фольклор- ными истоками коренного народа, традиция импровизации, отражаются представления древних саамов о Вселенной, сотворении мира и человека. Все это говорит о мировоззренческом фольклоризме в творчестве Н. Большаковой, сочетание которого вместе с писательским вымыслом, заимствованием фольклорных сюжетов и мотивов, народно-поэтических образов составляет своеобразие художественного мира сказок писательни- Обращение к саамскому фольклорному жанру майнс свидетельству ет также и о жанровом фольклоризме в сборнике «Подарок чайки». Жанровый фольклоризм ярко заявляет о себе в книге рассказов Н. Большаковой «Тиррв по-саамски - здравствуй!», которая имеет подза головок «Рассказы о ловозерском детстве». Это, прежде всего, влияние муштоллы («на ум пало, на ум пришло») - рассказов о событиях дня, ино гда бытовавших в форме песен). Само слово муштолла восходит к корню мушшт, что значит «память» [11, с. 176]. Все рассказы сборника посвяще ны воспоминаниям детства писателя, события, положенные в их основу, передаются фактологически точно, подробно, что соответствует жанру муштоллы. Насыщенность рассказов автобиографическими и биографиче скими фактами обусловлена фольклорно-эстетическими принципами, «культурной кодировкой этноценностей аутентичной культуры саамов России» [244, с. 286]. Нам близка мысль о том, что художник слова «не переносит механи чески устно-поэтическую традицию в ткань повествования, а подвергает ее творческому переосмысливанию, переорганизации в соответствии с худо жественными смыслами» [153, с. 229], при этом заимствует сюжеты, пере дает религиозные и мифологические представления своего народа. Как мы уже отмечали, обращение писателя к мифо-фольклорным истокам способ ствует сохранению традиций народно-поэтического творчества саамского 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz