Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
Почитаемым во всей Лапландии был и Бог Грома - Аййк, преследу ющий злых духов. Он имеет власть над водами, морем, ветрами, Бог дал ему два начала: злое и доброе. Неотъемлемый атрибут громовника - кре мень, которым он высекает огонь-молнии [196, с. 170]. В сказке Н. Боль шаковой «Как Аййк - Бог Грома зло наказал» он пускает стрелы-молнии в злых нойдов за то, что они колдовали против людей. Обитатели Среднего мира выполняют традиционную фольклорную функцию помощников человека: благодаря Разиайке, хранительницы оле ньих стад, люди победили злого нойда; Талл-медведь помог им найти род ник с живой водой, тем самым избавив от болезни, посланной шаманом. Сейды в сказках сборника «Подарок чайки» - это всегда окаменев шие злые шаманы-нойды. Большей трансформации подверглись образы духов, населяющих Средний мир. Следуя замыслу писательницы, они относятся к людям по- разному: Дух Воды оказывается на стороне злого нойда и вредит саамам, Духи Тундры, Ночного Леса, Болотный Дух и Духи Силы Нечистой помо гают воспитывать саамских детей, призывая их к послушанию; Луот-хозен, хозяин оленьих стад, становится приемным отцом спасенному им малышу; хранительница оленьих стад Разиайке —приемной матерью. Они берут са амского сироту под покровительство и помогают ему вырасти и найти свою судьбу. Зло в литературной саамской сказке традиционно представлено об разами чуди (врагов) и злых шаманов. Однако саамы побеждают их хитро стью. Прекрасно зная родные места, они заманивают врага в неизвестную местность и убивают. Фольклорными героями-помощниками становятся птица Ворон, призывающая на помощь саамам стаи других птиц, Мать- Земля, укрывшая тундровых жителей в земляных домах. Из подземных жителей героями сказок Большаковой являются жен щина-паук Оадзэ, исполняющая традиционные фольклорные функции зло го существа, разрушающего семью старика саама; маленькие человечки Чаххкли, живущие под землей, и Чаххкли-старик —Тшаккалачак. Фольклорным героем, внушающим саамам ужас, был вампир Роаввк. Чаще всего им становился дух мертвого нойда, обитателя преисподней. Бытовало поверье, что в Роаввка превращался покойник, похороненный с нарушением правил. Об этом повествует сказка «Нойд-Роаввк». Един ственно, чего боялся Роаввк, - это лучей Пеййв-Солнца. Наконец, еще одним образом, заимствованным из фольклора, являет ся образ птицы, сакральный и для финно-угорской мифологии. Птица принимает участие в космогонических саамских мифах, где исполняет 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz