Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

вают обряд камлания (гадания) шамана, колдовство, направленное на управление непогодой. Для сказок «Подарок чайки» характерно образное заимствование. Мифология саамов, как отмечал Н. Харузин, была «богатой и хоро­ шо развитой, отвечала всем вкусам и потребностям коренного народа и не оставляла для них ни одного неразрешенного вопроса» [252, с. 136]. Геро­ ями сказок Н. Большаковой становятся обитатели всех трех уровней саам­ ской мифологической Вселенной: Верхнего мира - небесного, Среднего - мира земного и Нижнего - преисподней. Особенно почитали в саамском пантеоне Пеййв-Солнце - персони­ фицированное божество, обитателя Верхнего мира. Ему посвящен самый древний фольклор коренного народа. Изображение этого божества обяза­ тельно присутствовало на шаманском бубне. Существовало языческое по­ верье, что день начинается с поездки Солнца по небу попеременно на мед­ веде или олене. Таким образом божество следило за порядком в мире. Один из древнейших мифологических циклов рассказывает о Солнце и его детях [210, с. 12]. Солнцу посвящена мифологическая сказка Н. Большако­ вой «Прародитель Мяндаш», в которой происхождение саамов ведется от брака Пеййв-Солнца и птицы-Земли. Их сын, Мяндаш-пырре, дал начало саамскому народу. Пеййв-Солнце - сын Иммель-Бога, они вместе обустра­ ивают Вселенную и Землю («Судьба, выпрошенная у Иммлесьт-Бога» и «Как ягоды в тундре получили цвета»). Еще одним традиционным героем как народных, так и литературных саамских сказок является олень-человек Мяндаш, тотемный предок саамов, саамское божество в виде оленя («Прародитель Мяндаш» и «Как Мяндаш- пырре из охотников-саамов пастухов сделал»), В сказках и песнях народа о нем отражены тотемические представления, культ оленя. Функция этого образа в сказке Н. Большаковой традиционна: рожденный от Солнца, он дает начало саамскому народу, хранит древние традиции, передает саамам заветы «праудедков» (прадедов): «Должен ты беречь землю-кормилицу и быть оленям всем братом родным» [70, с. 8]1. Сказки саамской писатель­ ницы, как и фольклорные сказки саамов, обладают этнопедагогическим потенциалом, учат, прежде всего, бережному отношению к родной земле: «Зачерпни воды из родника. Да бережно, не испугай родник, с поклоном у Матери-Земли воду проси» («Сказка о живой и мертвой воде») [33]. ' В.В. Чарнолускому удалось записать часть такого завета: «Деды и прадеды наших прадедов учили нас: “Землю надо беречь. Как она досталась нам в поросли трав и во мхах, поросшая лесами и кустами и всякой зеленью, так и беречь ее надо зе­ леную”» [256, с. 12]. 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz