Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

амов. Это, прежде всего, сакральный объект, каким бы способом он ни об­ разовался. Мнения исследователей духовной культуры саамов о сейдах расхо­ дятся: в представлениях саамов, сейд - это злой дух, который может при­ нести много бед, разозлиться на охотников и рыбаков, отвести удачу в про­ мыслах, поэтому к нему надо относиться осторожно, стараться задобрить. Отсюда жерствоприношение сейду, которое подробно описано нами в 1 гла­ ве. По другим представлениям, сейд - это дух предков. В этом случае он покровительствовал саамам, оберегал их промыслы. Жертвоприношения та­ кому сейду были своеобразной благодарностью за его помощь, показывали уважение к нему и любовь к предкам. Наконец, существовало мнение, что в сейда превращается злой нойд, в этом случае к нему относились с суевер­ ным страхом, которым, возможно, и объяснялись жертвоприношения. В лю­ бом случае отношение к сейдам было основано на вере в их чудодейственную силу. Жертвоприношение с целью задабривания сейда описано в сказке «Как нойд Леффьк нойда Моаксана победил»: «Подошел Леффьк к сейду, по­ ложил перед ним подношения и стал просить удачи в рыбной ловле и охо­ те». «Сейд, как и человек, нуждается в пище, внимании и без всего этого может потерять свои волшебные свойства», —объясняется в той же сказке. Краевед В.К. Алымов писал, что древние саамские охотники и к дру­ гим камням могли относиться как к живым [116, с. 6] и верили, что в ка­ мень мог превратиться не только человек, но и олень и даже любой предмет. Для саамских народных сказок характерен мотив оборотничества, который встречается и в сказках Н. Большаковой «Прародитель Мяндаш», «Как Пудзэ-Вилльй оллмэ искал», «Счастье дочери мышиного короля», в «Сказке о любви», «Как Сирьке жену себе добывал», «Как нойд Леффьк нойда Моаксана победил», в «Сказке о том, как Уммьп-Явьресьт поселил­ ся фиолетовый колдун и сгубил озеро» и др. Чаще всего это превращение человека в животное или в предмет природы (в ягель или валун), а также животных в людей. На тотемические воззрения древних саамов указывают сюжеты о браке животного с человеком, использованные в сказках «Прародитель Мяндаш» и «Счастье дочери мышиного короля». В них человек превраща­ ется в оленя, а лягушка - в человека. Сюжет многих сказок построен на борьбе злых шаманов-нойдов друг с другом («Как Аййк —Бог грома зло наказал») или противостоянии злого и доброго нойдов («Как нойд Леффьк нойда Моаксана победил»). Литературные сказки Н. Большаковой хранят отголоски языческих верований саамов в нойдов-посредников между людьми и духами, описы­ 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz