Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.
ни освоения мифо-фольклорных традиций нами предложена следующая классификация сказок сборника: 1. Сказки «первого уровня», в которых «фольклорные элементы не подвергаются каким бы то ни было трансформациям, у них отсутствуют вторичные смысловые образования» [169, с. 82]: - мифологические сказки - луввьт'; - героико-исторические сказки - сакки2\ - фольклорные сказки - майнс 3. 2. Сказки «второго уровня», на котором «происходит замена генети ческой преемственности на творческое заимствование при доминировании различного рода трансформаций фольклорных явлений: идейных, сюжетно композиционных и других» [169, с. 82], - оригинальные сказки майнс 4 [33]. К мифологическим относятся сюжеты «о происхождении и устрой стве мира («Судьба, выпрошенная у Иммьлесьт-Бога», «Прародитель- Мяндаш»); человека («Как Мяндаш-пырре из охотников-саамов пастухов сделал», «Прародитель-Мяндаш», «Сказка о том, как земля у саамов рост забрала»); топонимические («Почему озеро Сейдозером называться стало», «Сказка о том, как гора Карнасурт название свое получила», «Сказка о жи вой и мертвой воде»); о происхождении природных явлений («Как ягоды в тундре получили свои цвета», «Тирьмесь-юккс (Радуга)»); земного рельефа («Как Аййк - Бог грома зло наказал, или почему озеро Ловозеро имеет столь ко островов», «Как Сирьке жену себе добывал», «Как нойд Леффьк нойда Моаксана победил, или почему озеро Сейдозером называться стало»). К фольклорным относятся сюжеты о саамских шаманах (нойдах) («Кутькхемь-бессердечный», «Нойд-роаввк», «Сказка о живой и мертвой воде», «Как Сирьке жену себе добывал», «Подарок чайки», «Нийта Воаця - Девочка-Варежка», «Сказка о том, как Уммьп-Явьресьт поселился фиоле товый колдун и сгубил озеро», «Нойд-роаввк», «Как нойд Леффьк нойда Моаксана победил»); о жадном и нежадном лопине («Дух Матери-Земли»); бедном и богатом (Счастье дочери Мышиного короля»; а также о необык новенном появлении детей у бездеьной до этого пары («Подарок чайки», «Нийта Воаця - Девочка-Варежка»), ^ Этиологические сказки, используются сюжеты и мотивы саамской мифологии. 2 Патриотические сказки о вражеских нашествиях. 3Аксиологические сказки различного содержания, героями которых являются саамские фольклорные персонажи, выполняющие традиционную в саамском фольклоре функ цию; используются мотивы саамского фольклора. Сюжеты и отдельные персонажи в таких сказках —плод авторской фантазии, функция персонажей нетрадиционна для саамского фольклора, однако мотивы и детали писа тель берет из фольклора. 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz