Бакула, В. Б. Литература кольских саамов : [монография] / В. Б. Бакула ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Мурманский арктический государственный университет. - Мурманск : МАГУ, 2022. - 230 с.

есть основания предполагать, что устный рассказ существовал у саамов давно, на что указывают ссылки рассказчика, а также использование их в текстах художественных произведений саамских писателей. Рассказы Г.П. Лукина имеют ярко выраженную установку на слуша­ теля, обычно это рыбаки, охотники, которые вечерами после своих занятий собираются вокруг костра (камелька) и коротают время. В устных расска­ зах Лукина сохранена связь с саамскими фольклорными жанрами муштол- лой и байсой: указывается место их исполнения, кто рассказывал, когда: «Случай этот с кильдинским саамом произошел. Давно, когда село Чуд- зьявр строили», «Рассказывали мне об этом моя мама Елена Петровна и бабушка Екатерина Михайловна», «Было это в начале зимы. Уж на озерах и реках крепкий лед стоял, только снега маловато нападало», «Это было в селе Арьсъёгк», «Это было в сороковые-роковые». Темой для рассказов послужили случаи на охоте («Тоборки головки из шкуры нерпы), рыбалке («Детский мяч в матице невода», «Еськина собака», «Большая кумжа Бабь­ его озера»), саамские забавы («Вилка - куропатки кость», «Кость для гада­ ния в голове щуки»), соревновательные занятия взрослых саамов («Гонки по тундре, по малоснежному зимнику»), поверья саамов («Северное сия­ ние»), случаи из жизни оленеводов («Антон, не трогай малицу, я ж ее ку­ пил»; «Норвежский лес»; «Как оленевод с медведем дрался»). Для расска­ зов характерен тонкий юмор, они отличаются этнопедагогической состав­ ляющей. В последнее десятилетие XX века в саамской литературе появился жанр литературной сказки в творчестве С. Якимович, Н. Большаковой, Н. Фениной. Несмотря на то, что этот жанр достаточно изучен в мировом и отече­ ственном литературоведении, саамская литературная сказка осталась без внимания отечественных исследователей. Причина этого нам видится в том, что «литературный дискурс является недавно освоенным способом говорения этноса о себе», а потому - своеобразным «медиумом- проводником из прошлого в настоящее и из настоящего в прошлое, то есть ретранслятором в новых условиях основополагающей для этноса культур­ ной памяти» [104, с. 91]. Жанр литературной сказки впервые был освоен саамской писательницей Н. Большаковой. Н. Большакова (1957-2021) родилась в поселке Ревда Мурманской области в семье отца помора, уроженца Архангельской губернии Онежско­ го района деревни Кушереки, и матери саами из древнего саамского рода Галкиных, родословная которых уходит в 1716 г. По профессии Н. Боль­ шакова культработник и режиссер народных театральных коллективов 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz