Бакула, В. Б. Лексика духовной культуры кольских саамов : (на материале кильдинского диалекта саамского языка) : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук : специальность 10.02.02 - языки народов Российской Федерации (финно-угорские и самодийские языки) / Бакула Виктория Борисовна ; [науч. рук. Иванищева Ольга Николаевна ; ФГБОУ ВПО "Мурм. гос. гуманитар. ун-т"]. - Ижевск: [б. и.], 2013. -21, [1] с. - На правах рукоп.

‘грех’, цуэррьт ‘черт’ и др.), «Наименования предметов культа, церков­ ной утвари» (напр., рысст ‘крест’, тувас ‘свеча’ и др.), «Наименования религиозных обрядов, таинств» (напр., пассь ‘пост’, вяцццъемушш ‘венчание’ и др.), «Наименования священнослужителей, христианской церковной иерархии» (напр., вуйнасвудт ‘духовенство’, пассълыххкэй ‘преподобный’ и др.), «Наименования подвижников и противников хри­ стианства» (напр., Рысстэй Эвван ‘Иоанн Креститель’, Йммъле вйррэй ‘верующий’ и др.), «Наименования книг церковного содержания» ( Пасъ Евангели ‘Святое Евангелие’), «Наименования церкви, храмовой по­ стройки» ( Йммелъ пэррт ‘церковь, храм’ и др.). В исследуемой темати­ ческой подгруппе представлена синонимия ( Осподт —Йммелъ — Алльм Аджь ‘Бог’; цуэррьт - чан ‘черт’); антонимия (райй - адт ‘рай - ад’, Осподт - цуэррьт ‘Бог - черт’). С точки зрения происхождения, в груп­ пе присутствуют как исконно саамские ( Йммелъ, чан), так и заимство­ ванные слова ( Осподт, ладан, рысст). Данная тематическая подгруппа лексики в кильдинском диалекте отражает христианские воззрения са­ амов, которые явились результатом распространения православия рус­ скими священниками. Тематическая лексика верований свидетельствует о православном синкретизме саамов. 2. В тематическую группу «Лексика обрядов жизненного цик­ ла» входят следующие подгруппы: «Лексика родильного обряда», «Лек­ сика крестильного обряда», «Лексика свадебного обряда», «Лексика по­ гребально-поминального обряда», что соответствует принятой в русской этнографии классификации обрядов. Тематические подгруппы, в свою очередь, делятся на лексико-семантические группы, в основу распреде­ ления по которым легли наиболее общие дифференциальные признаки: «ритуальное действие», «участие в обряде» и «использование в обрядо­ вой ситуации». В тематической подгруппе «Лексика родильного обряда» зафикси­ рованы 104 лексических единицы, что составляет 12,7% общего количе­ ства собранной лексики духовной культуры кильдинского диалекта са­ амского языка. Среди них 39 однословных лексем (19 непроизводных, 20 производных) и 65 словосочетаний (с выраженной связью —10 синте­ тических, 3 аналитических; с невыраженной связью —4 со связью при­ мыкание, 14 со связью соположение; словосочетания из трех и более единиц - 34). В составе подгруппы «Лексика родильного обряда» выде­ лены следующие 4 лексико-семантических группы: «Наименования ре­ бенка» (наир., удцьхэнч ‘малыш’, парнэнч ‘ребенок, дитя’ и др.); «На­ именования лиц, связанных с рождением ребенка» (напр., бабка 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz