Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Тема 1. Мифологические представления древних саамов План: 1. Понятия «миф», «мифология» и «мифологическое мышление». 2. Дохристианские верования саамов. 3. Саамская мифология как часть мифологии финно-угорских народов. Материалы к лекции Прежде чем говорить о мифологии саамов, необходимо определиться с такими понятиями, как «миф», «мифология», «мифологическое мышле­ ние». Слово миф этимологически восходит к индоевропейскому корню meudh-, mudh-, что значило «заботиться о чем-то», «иметь в виду что-то», «страстно желать чего-то». Число значений термина за время его сущест­ вования то резко возрастало, то уменьшалось. Так, полисемантичность термина отмечена в ранней древнегреческой культуре: мысль, предписа­ ние, приказ, совет, назначение, просьба, защита, похвальба и т.д. - у Гоме- ра; слово, несущее что-то важное (ложь или истина) - у Гесиода. Со вре­ менем в древнегреческой культуре появилось множество других оттенков значения термина: полулегендарное предание о жизни предков, боговдох­ новенная истина, вымысел, воображение, повествовательность вообще, ложь, слух и т.д. В средневековье термин сузил спектр своих значений и обозначал языческие верования или формы фольклорного творчества, для новоевропейского мышления миф - произвольная выдумка, субъективная фантазия, не имеющая ничего общего с действительностью. В XX в. поя­ вилась тенденция полисемантизации термина, следствием которой явилось множество его смысловых оттенков. Однако «в истории культуры миф прежде всего предстает как исторически первая форма сознания, как соз­ нание первобытной родовой общины, способ ее мировосприятия, ее миро­ воззрение»1. По мнению Е.М. Мелетинского (1918-2005), бесчисленное количе­ ство дефиниций мифа исходит из различных воззрений на функцию мифо­ логии (объяснительную, психологическую, социологическую и т.д.), из разнообразных взглядов на соотношение мифа с религией, искусством, философией, ритуалом, легендой, сказкой. Многочисленные определения мифа распадаются на две группы в зависимости от того, что взято за осно­ ву - «представление» или «повествование», так как «мифология представ­ ляет собой одновременно определенный набор представлений о мире и со­ 1 Найдыш В.М. Мифология: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. С. 12-15. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz