Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.
ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Тема 1. Мифологические представления древних саамов План: 1. Понятия «миф», «мифология» и «мифологическое мышление». 2. Дохристианские верования саамов. 3. Саамская мифология как часть мифологии финно-угорских народов. Материалы к лекции Прежде чем говорить о мифологии саамов, необходимо определиться с такими понятиями, как «миф», «мифология», «мифологическое мышле ние». Слово миф этимологически восходит к индоевропейскому корню meudh-, mudh-, что значило «заботиться о чем-то», «иметь в виду что-то», «страстно желать чего-то». Число значений термина за время его сущест вования то резко возрастало, то уменьшалось. Так, полисемантичность термина отмечена в ранней древнегреческой культуре: мысль, предписа ние, приказ, совет, назначение, просьба, защита, похвальба и т.д. - у Гоме- ра; слово, несущее что-то важное (ложь или истина) - у Гесиода. Со вре менем в древнегреческой культуре появилось множество других оттенков значения термина: полулегендарное предание о жизни предков, боговдох новенная истина, вымысел, воображение, повествовательность вообще, ложь, слух и т.д. В средневековье термин сузил спектр своих значений и обозначал языческие верования или формы фольклорного творчества, для новоевропейского мышления миф - произвольная выдумка, субъективная фантазия, не имеющая ничего общего с действительностью. В XX в. поя вилась тенденция полисемантизации термина, следствием которой явилось множество его смысловых оттенков. Однако «в истории культуры миф прежде всего предстает как исторически первая форма сознания, как соз нание первобытной родовой общины, способ ее мировосприятия, ее миро воззрение»1. По мнению Е.М. Мелетинского (1918-2005), бесчисленное количе ство дефиниций мифа исходит из различных воззрений на функцию мифо логии (объяснительную, психологическую, социологическую и т.д.), из разнообразных взглядов на соотношение мифа с религией, искусством, философией, ритуалом, легендой, сказкой. Многочисленные определения мифа распадаются на две группы в зависимости от того, что взято за осно ву - «представление» или «повествование», так как «мифология представ ляет собой одновременно определенный набор представлений о мире и со 1 Найдыш В.М. Мифология: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. С. 12-15. 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz