Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

Кольского полуострова на Камчатку. В то же время в романе остро ставят­ ся проблемы коренных народов и современной жизни; в центре повество­ вания - судьбы героев, которых автор проводит через испытания любовью. Роман можно определить и как этнографический из-за большого количе­ ства представленного в нем этнографического материала. В то же время это - роман-луввьт, роман-йойка, роман-гимн любви к жизни, своему на­ роду, к мужчине, женщине, матери, Родине... Поэтому можно говорить о синтезе нескольких жанров в произведении. Идея романа заключена в мысли, что жизнь без любви пуста, жизнь без своих корней обречена, выход из многих проблем коренных народов - в их единении. В романе три сюжетных линии: Варван и нуэйта Белый День в 17 ве­ ке, Екатерины и Сузвая, Насти и Лахэна в наше время. Все герои проходят испытание любовью, по-разному складываются их судьбы. Настя и Лахэн, женщина саами и мужчина ительмен, полюбили друг друга вопреки всем условностям, преградам и расстояниям. Много испытаний приходится пе­ ренести Сузваю и Екатерине в поисках своей любви. Сюжетная линия Варван и Белого Дня отсылает нас к далекому прошлому, знакомит с пред­ ками главной героини в 17 веке. Язык романа метафоричен. Художественные приемы окрашены се­ верными тонами, для их создания использованы северные реалии: Рыжая лисица пробежала по лесу и окрасила листья в цвет своей шубки (о насту­ плении осени); заблестели огромные глаза девушки, словно солнечные бли­ ки заиграли на двух озерах сразу, словно пробуждающаяся от полярной ночи тундра раскрывалась навстречу полярным лучам солнца, Варван рас­ крывалась ласкам и нежности мужчины...', словно морошка навстречу солнцу раскрывает свою чашечку соцветия, Варван навстречу губам ну­ эйта раскрывала свои... Так создается авторская индивидуальность, боль- шаковский стиль - щедрый, праздничный, светлый, красочный, теплый. Атмосферу в романе создают слова с положительной коннотацией: радость, солнце, счастье, любовь, праздник, полет. И не случайно после прочтения ее книги многие замечают, что хочется жить, любить, радоваться. Высокую оценку роману дал Семен Иванович Шуртаков, писатель, профессор Литературного института, лауреат многочисленных литератур­ ных премий: «.. .Надо иметь большую отвагу, чтобы в одной книге - в дан­ ном случае романе - «увязать» историю двух далеко-далеко отстоящих один от другого народов - саамов и ительменов... эмоционально описать их быт, описать в живых картинах... То, что ты написала такую книгу, - и итель­ мены, и саамы должны тебя громко чествовать и низко тебе кланяться»1. 1 Бакула В.Б. Тиррв, Надежда! II Антология саамской литературы / [авт.-сост. Н.П. Большакова, В.Б. Бакула, авт. вступ. ст. Н.П. Большакова]. Мурманск: Опимах, 2012. С. 121-126. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz