Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

в соответствии с мировоззрением саамов, и в этом ярко проявляется карти­ на мира коренного народа Севера: «Об отце люди говорили: золотые руки и мягкое сердце», о сыновьях-«хорошие помощники подрастают отцу». Лю­ бить в народе значит не баловать детей, а передавать им свое умение: «Вот была бы у меня дочь, я бы тоже учила ее своему мастерству, сказки ей бы рассказывала, песни пела...»1. Сила любви определяется по умению в пес­ не выразить свое чувство: «А какие он хорошие песни поет! Ну чем не же­ них нашей Наст?» Ценятся в народе не только умения, кропотливым тру­ дом приобретенные, но и природный дар - выразить свою душу в песне да пляске, вовремя пошутить. Кто умел веселиться - умел и работать, а умею­ щий шутить никогда не пропадал да еще и другим помогал выжить. Вот по­ этому часто не только в сказках, но и в воспоминаниях саамов эти умения оцениваются очень высоко. Мировоззрение этого северного народа потому и было непонятным многим путешественникам и исследователям, что саа­ мы умели скрасить свою жизнь в тундре, не унывали и не просто создава­ ли вокруг себя мир прекрасный, но по-другому не представляли его. Мик- ро- и макрокосм саамов были неразделимы, объяснимы один через другой. Мотивами народных саамских сказок являются мотивы оборотниче- ства, превращения людей в животных и животных в людей, окаменения. И в сказках Софьи можно встретить превращение людей в предметы (сказ­ ка «Плач сосульки»), окаменение («Эллвуэйвь - высокая гора»). Кроме сказок, есть и философские зарисовки («Куййвь-дух», «Улыбающееся бо­ лото», «Наша земля») - в них ярко выражены морально-этические пред­ ставления народа, прежде всего - бережное отношение к окружающему миру, родному дому, жизнь в гармонии с природой. Образцом этнической педагогики можно назвать сказку «Березка». Язык сказок Софьи Якимович красочен, наполнен сравнениями, ме­ тафорами, в которых ярко отражается своеобразие картины мира саамско­ го народа. «Рассказывая о творчестве Софьи Якимович, которая знает мир тундры не понаслышке, надо отметить, что и образы ее в стихах и сказках органично вытекают из воспоминаний детства: изогнулся невод, словно по­ лумесяц', облака —расчесанные кудри', как в упряжке гуси, облака белеют и чайка белым парусом по воде скользит, а вот лодка, словно уточка, в зер­ кале воды или и горстями звезды на речную гладь... Золотые блесна, мне их не собрать', ветер гонит стадо туч, как пастух своих оленег?. Для семейного ансамбля «Чузем»3написала Софья красивую, напев­ ную песню «Мун чарр нийте»4 о красивой девушке тундры, «Церьха»5 о 1 Якимович С.Е. Солнечные слезки // Саамская литература: Материалы и исследова­ ния / Сост. В. Огрызко. М.: Литературная Россия. С. 364-366. 2 Большакова Н.П. Саамской литературе - 15 лет. С. 23. 3 Чузем - искорка. 4 Мун чар нийте - моя красивая девочка. 5 Церьха - чайка. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz