Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.
в соответствии с мировоззрением саамов, и в этом ярко проявляется карти на мира коренного народа Севера: «Об отце люди говорили: золотые руки и мягкое сердце», о сыновьях-«хорошие помощники подрастают отцу». Лю бить в народе значит не баловать детей, а передавать им свое умение: «Вот была бы у меня дочь, я бы тоже учила ее своему мастерству, сказки ей бы рассказывала, песни пела...»1. Сила любви определяется по умению в пес не выразить свое чувство: «А какие он хорошие песни поет! Ну чем не же них нашей Наст?» Ценятся в народе не только умения, кропотливым тру дом приобретенные, но и природный дар - выразить свою душу в песне да пляске, вовремя пошутить. Кто умел веселиться - умел и работать, а умею щий шутить никогда не пропадал да еще и другим помогал выжить. Вот по этому часто не только в сказках, но и в воспоминаниях саамов эти умения оцениваются очень высоко. Мировоззрение этого северного народа потому и было непонятным многим путешественникам и исследователям, что саа мы умели скрасить свою жизнь в тундре, не унывали и не просто создава ли вокруг себя мир прекрасный, но по-другому не представляли его. Мик- ро- и макрокосм саамов были неразделимы, объяснимы один через другой. Мотивами народных саамских сказок являются мотивы оборотниче- ства, превращения людей в животных и животных в людей, окаменения. И в сказках Софьи можно встретить превращение людей в предметы (сказ ка «Плач сосульки»), окаменение («Эллвуэйвь - высокая гора»). Кроме сказок, есть и философские зарисовки («Куййвь-дух», «Улыбающееся бо лото», «Наша земля») - в них ярко выражены морально-этические пред ставления народа, прежде всего - бережное отношение к окружающему миру, родному дому, жизнь в гармонии с природой. Образцом этнической педагогики можно назвать сказку «Березка». Язык сказок Софьи Якимович красочен, наполнен сравнениями, ме тафорами, в которых ярко отражается своеобразие картины мира саамско го народа. «Рассказывая о творчестве Софьи Якимович, которая знает мир тундры не понаслышке, надо отметить, что и образы ее в стихах и сказках органично вытекают из воспоминаний детства: изогнулся невод, словно по лумесяц', облака —расчесанные кудри', как в упряжке гуси, облака белеют и чайка белым парусом по воде скользит, а вот лодка, словно уточка, в зер кале воды или и горстями звезды на речную гладь... Золотые блесна, мне их не собрать', ветер гонит стадо туч, как пастух своих оленег?. Для семейного ансамбля «Чузем»3написала Софья красивую, напев ную песню «Мун чарр нийте»4 о красивой девушке тундры, «Церьха»5 о 1 Якимович С.Е. Солнечные слезки // Саамская литература: Материалы и исследова ния / Сост. В. Огрызко. М.: Литературная Россия. С. 364-366. 2 Большакова Н.П. Саамской литературе - 15 лет. С. 23. 3 Чузем - искорка. 4 Мун чар нийте - моя красивая девочка. 5 Церьха - чайка. 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz