Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

Этот праздник детям в радость, Поспеши да не зевай, Собирай в корзинку сладость - Щедрой тундры урожай. Сочная и удивительно теплая зарисовка природы раскрывает еще од­ ну черту художественного мира поэтессы - радужность мировосприятия, способность увидеть красоту в малом, уметь радоваться миру. Северная при­ рода завораживает своими яркими красками, цветопись стихотворения пред­ ставлена прилагательными красный, зеленый, глаголами зеленеет, подру­ мянилась, сравнением словно бусинки во мху, праздничность атмосферы соз­ дается словосочетаниями теплый дождик, солнца лучик, на зеленых тонких ножках. Природа одухотворена: солнца лучик... раздвинул тучи, настрое­ ние передается словами праздник, сладость, веселей, щедрой. Перевод это­ го стихотворения принадлежит мурманскому поэту Викдану Синицыну, с которым у Софьи Якимович сложился творческий союз в 1999 г. Результа­ том их совместной работы стала небольшая книга стихов «Праздник мед­ ведя» которые композитор Алексей Шамшура переложил на музыку. Через сопки, через речку Я услышу голос твой. Побегу к тебе навстречу, Чтобы рядом быть с тобой. Птицей-чайкой через горы, На оленях сквозь пургу, И на лодке по озерам В шторм к тебе переплыву. Только крикни, я услышу... Но над тундрой тишина. Ночь в лицо прохладой дышит. Нет ответа. Я одна. «Самобытный колорит саамской жизни» сквозит во всем: в очеловечи­ вании окружающей природы, в представлениях о мире и повествовании о нем, в объяснении существующего социального порядка - все это роднит сказки Ефим Софьи с мифами, вводит нас в необычный мир саамской куль­ туры. Без сомнения, основу поэтики сказок Ефим Софьи2 составляет мифо­ логическое познание мира, и хотя сказки ее считают литературными, но они все же тяготеют по содержанию к мифам, являя собой их форму, и в этом смысле можно говорить о мифологическом мышлении самой сказительницы. Для Софьиных сказок, как и для народных саамских, характерной чер­ той является отсутствие описательного образа. Красота героев передается 1 Якимович С. Праздник медведя. Мурманск, 1999. С. 4. 2 Ефим Софья - псевдоним сказительницы, так звучит на саамском имя-отчество - Софья Ефимовна. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz