Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

Материалы к лекции Октябрина Владимировна Воронова родилась 6 октября 1934 г. в де­ ревне Чальмны-Варрэ (в переводе на русский язык - «Глаза леса»), Саам­ ского района. Детство ее пришлось на военное лихолетье. В шесть лет на попечение девочки, как самой старшей в семье, оставляли грудных и ма­ лолетних детей, вместе с которыми она плакала от голода, сознавая свое бессилие помочь им. Отец поэтессы - Владимир Михайлович Распутин, по национальности русский, сын Михаила Распутина, последнего священника Богоявленской церкви в Ловозере перед её реконструкцией под клуб. В 1932 г. он был репрессирован и по предполагаемым сведениям расстре­ лян на Соловках. Женившись на Клавдии Матрехиной, Владимир по просьбе испуганной репрессиями матери Анны Петровны Евсеевой взял фамилию жены, выходца из древнего саамского рода Матрёхиных, что проживали на реке Поной. «Клавдия Матрехина принадлежала к древней­ шей фамилии саамских охотников, которые славились на Кольском полу­ острове еще и великолепным знанием саамского фольклора»1. О жизни и творчестве первой саамской поэтессы не раз писала Н. Боль­ шакова, которая с 1995 г. собирала о ней материалы для музея саамской ли­ тературы и письменности. Эти материалы представлены в Антологии саам­ ской литературы и наиболее полно - в недавно вышедшей книге «Октяб­ рина. Повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой»2. Окончив в 1951 г. Ловозерскую школу-интернат, О. Воронова едет учиться в Ленинград в институт Народов Севера на филологический факуль­ тет и, как многие студенты тех лет, активно занимается спортивной гимнасти­ кой, участвует в Спартакиадах народов Севера, которые проходят в Ленин­ граде. По приглашению Г.М. Керта она работает в диалектологических экс­ педициях на Кольский полуостров, проявляет большой интерес к языку сво­ его народа, его эпосу. Георгий Мартынович вспоминал: «Уже тогда у Октяб­ рины проявилось филологическое чутье. Она очень хорошо записывала са­ амские сказки. Октябрина Матрехина-Воронова поразила меня своим нетри­ виальным отношением к работе, природным даром, даже талантом в записи фольклорных текстов. Она очень точно передавала не только сюжет, но и всю красочность, образность саамской речи в метафорах, сравнениях, которые обогащали язык не только как средство общения, но и как художественный элемент человека, в совершенстве знала свой язык - иоканьгский диалект». Записанные ею сказки позже вошли в монографию Г.М. Керта «Об­ разцы саамской речи». После выхода этой книги Вороновой заинтересо­ 1 Огрызко В. Поскупилась жизнь на злато // Саамская литература: Материалы и иссле­ дования / Сост. Вячеслав Огрызко. М.: Литературная Россия, 2010. С. 3. 2 Большакова Н.П. Октябрина. Повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой. Мурманск: ГОБУ «Мурманский областной центр коренных малочислен­ ных народов Севера». Опимах, 2012. 112 с. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz