Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.
В новой книге появляются философские мотивы, все чаще звучат нотки грусти, печали. Сменяются времена года: « Январский свет прихо дит на минуты /Иснова тает где-то возле гор... / ...прошла пора тепла и грез! / Зима уже не за горами...-», день меняет ночь, и время от этого при обретает текучесть, зыбкость. Иногда времена встречаются: «...Мороз хо лодною щекой/ Коснулся осени нагой...» Вместе с поэтом мы оказываемся то в прошлом, то в настоящем, причем они часто противопоставлены: Олени теплой, стелющейся тучей Идут сквозь ночь на розовый восход, Их с нашей древней тундрой не разлучишь, Их не заменит юркий вездеход. Знал мой предок, что тундра чиста, И не знал, что есть фтор и мазут Настоящее не выдерживает сравнения с прошлым: Январские ночи Полярные В согласье с избушкой живут. Не снятся мне будни кошмарные, Кирпичных домов неуют. В новом сборнике стихов главными, сквозными темами творчества поэта остаются темы природы, детства, тема утраченного родного дома, традиций предков, тема войны. Картины прошлого и настоящего развора чиваются на фоне природы, поэт отдал дань каждому месяцу года, в каждом нашел свое очарование, открывая его нам. Пейзажная лирика Бажанова наполнена яркими, оригинальными метафорами: май вернулся лебединой стаей, так и не порадовав теплом, серый ветер лихо нахлобу чил шапку туч на лысину Хибин, весна пришла беспечною девчонкой, наце ленной на пламенный порыв, дожди Хибинам спины вымыли, у сосны вос хищенной слезки изумрудом зажег восход. Мифопоэтическое отношение к природе у поэта с годами не изменилось: слишком сильными оказались традиции одушевления природы, уходящие корнями в саамскую мифоло гию. Имеющий фольклорные истоки прием психологического параллелиз ма, когда душевный настрой человека соотносится с состоянием природы, у А. Бажанова особенно выразителен в стихотворении «Пролетело отрад ное времечко...»: « Машет осень прозрачным передничком из унылого ситца дождей ». Осень ассоциируется с ревнивой женщиной: т е легко ей ужиться со сплетнею: что зима, мол, с морозом близка»1. Венгерский исследователь творчества А. Бажанова Й. Домокош оп ределяет как один из принципов его поэзии «пограничность»: «Бажанов пишет в «пограничной» зоне, на стыке периодов и нескольких культур. 1 Бакула В.Б. Не предавая забвению заветы предков // Саамская литература: материалы и исследования / Сост. Вячеслав Огрызко. М.: Литературная Россия, 2010. С. 6-95. 46
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz