Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

коренным народам, - людям пришлым, новым «хозяевам», она чужая, а значит, и отношение к ней потребительское: В чьем-то «точном» представленье Север - тундра и пурга, А саамские олени — Это мясо да рога. И все же последние стихотворения сборника «Солнце над тундрой» еще полны оптимизма, а может, это поэт убеждает себя в лучшем буду­ щем? Или же действительно верилось в те годы в правильность преобразо­ ваний, в правильность пути? Недаром в нашем поселенье, Идущем в двадцать первый век, Все больше ценятся олени И сам оленный человек! В стихотворении «Край мой» поэт рисует картину прошлого и на­ стоящего родной тундры. Нагнетание эпитетов позабытый, угрюмый, мед­ вежий, безутешный и метафора край горя создают выразительный образ многострадального края, отсталость и полудикость которого символизиру­ ет метафора край чумов : В прошлом позабытый, Прозванный медвежьим, Был ты беззащитным, Был ты безутешным. Выглядел угрюмым, Сдавленным неволей. Был ты краем чумов, Был ты краем горя... Радость не селилась В тундре полудикой... Этой картине противопоставлена якобы счастливая картина настоя­ щего, однако она нарисована схематично, поэт только и ставит в заслугу счастливому новому появление городов и сел по сопкам, по лесам еловым, по оленьим тропам. Теперь уже стало понятно, что такое развернутое строи­ тельство губило тундру, нарушало экологию, уничтожало ягельники - ос­ новной корм оленей, поэтому численность стад уменьшалась, приходилось переходить все дальше в те районы, где природа еще сохраняла свой пер­ воначальный вид, где можно было существовать саамам и их оленям. Но этого поэт как бы не видит, в его понимании (понимании ли?) краймой стал моложе, / / все ему по силам... В многозначительном троеточии в конце стро­ ки чувствуется недоговоренность, у поэта будто перехватывает дыхание от сознания собственного бессилия что-то изменить и вместо того, чтобы про­ должить воспевание новой, «лучшей» жизни, он предпочитает замолчать. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz