Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

План: 1. Истоки творчества писателя. 2. Своеобразие поэзии А. Бажанова. 3. Повесть «Белый олень». Сюжет, образы. Материалы к лекции Стихи Аскольд Бажанов пробовал писать еще в школе. В одном из его первых стихотворений, опубликованном в центральной газете школь­ ников страны - «Пионерской правде», заявлена тема, которой суждено стать основной в творчестве поэта - тема родной природы: Когда в стихах души не слышится И нет мелодии в словах, Когда отчаянно не пишется - Давно не хаживал в горах! Вольно или невольно этими стихами поэт предрек и свой жизненный путь, о котором пойдет речь ниже. Печататься А. Бажанов стал с 1965 г. на страницах районной газеты «Ловозерская правда». В 1974-1976 гг. на его стихи были написаны три песни: «Спешит в Ловозеро оленевод», «Горняки», посвященная 25-летию Ловозерского горнообогатительного комбината, людям трудной профес­ сии, и «Карнасурт, как и Хибины, Глубоко богатства прячет», посвящен­ ная северному поселку Ревда, в котором поэт жил последние годы. В 1983 г. в Мурманском книжном издательстве опубликован первый сборник стихов Аскольда Алексеевича - «Солнце над тундрой», который сразу принес ему признание среди российских саамов. Ловозерский поэт в стихах открыл людям мир тундрового народа - саами. Название сборника как нельзя ярче отражает тональность книги и за­ являет главную тему творчества саамского поэта - тему родной природы. Солнечной видит родную землю Бажанов. Книга вышла в 1983 г., когда поэту было 49 лет, но возраст в стихах не ощущается. Кажется, что пишет молодой человек, настолько свежо и красочно восприятие им мира. Теплым и ярким настроением проникнуто первое стихотворение сборника, этому способствуют эпитеты добрый и огромный, метафора ту­ чи искр, существительные костер, Солнце. Природа в стихотворении ди­ намична: играет красками, движется, словно находится в пляске, исполняя ритуальный танец по поводу первого появления светила, костер разгорает­ ся все больше, осыпает тучами искр тундру, бросает клочья ночи вниз. Динамичность происходящего подчеркнута нагнетанием глаголов и гла­ гольных форм: разгораясь, сыпал, отрывая и бросая, сорвал, ввалилось, уселось, при помощи которых природа одушевлена. День победно врыва­ ется в жизнь. Поэт создает картину радости всего живого вокруг, что вполне объяснимо: солнце для северного человека значит очень много, его 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz