Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.
истории саамов, встрече саамов и ижемцев, об Октябрьской революции, образовании Союза советских социалистических республик1. После окончания войны и создания Северного отделения при Ле нинградском Государственном Педагогическом институте имени А.И. Гер- цена развитие художественной литературы народов Севера получило но вый импульс. В сборниках «В помощь учителю школ Крайнего Севера» (с выпуска № 8 под названием «Просвещение на Крайнем Севере») опуб ликованы произведения студентов института - молодых поэтов и прозаи ков народов Севера2. Сегодня литература кольских саамов существует на саамском и рус ском языках. Зачинателем саамской литературы на русском языке по праву является Аскольд Бажанов, на саамском - Октябрина Воронова (урожден ная Матрехина). Печататься А. Бажанов стал с 1965 г. на страницах районной газеты «Ловозерская правда», а в 1971 г. в газете «Литературная Россия» появи лось его первое стихотворение «Зимняя ночь»3. Вслед за А. Бажановым вошла в литературу его сверстница и сокурсница по Институту народов Севера О. Воронова. В 1979 г. газета «Ловозерская правда» перепечатала из сторонних журналов стихи А. Бажанова и О. Вороновой. Публикация предварялась редакционной ремаркой: «Оба автора сделали серьезные заявки на вход в профессиональную литературу... Стихи мы перепечатываем из литера- турно-художественного и общественно-политического журнала «Полярная Звезда» - органа Союза писателей Якутской АССР. Стихи Бажанова печа тались. .. в журнале «Нева». Словом, мы с вами свидетели рождения саам ской литературы» («Ловозерская правда», 1979. № 66, 2VI)4. А. Бажанов первым открыл мир тундрового народа на русском языке, О. Воронова - на саамском. Многое роднило их: дети Севера, солнцепо клонники, представители оленного народа, сокурсники по институту и сверстники, они воспевали свою родину - Заполярный край, болели одни ми бедами - бедами коренного малочисленного народа саами. Лирический герой стихов А. Бажанова-хозяин тундры. По-мужски сдержанно и немно гословно открывает поэт его внутренний мир. Мир лирической героини стихов О. Вороновой - мир саамской женщины, главной опоры саамских мужчин, саамского рода. Яркость, образность свойственна и поэзии А. Бажанова, и поэзии О. Вороновой, когда они описывают свой тундро вый край, такой суровый для людей пришлых и такой любимый ими, детьми Севера. 1 Черняков З.Е. Очерки этнографии саамов. С. 82, 83. 2 Там же. С. 80. 3 Там же. С. 83. 4 Там же. С. 88. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz