Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

Научное изучение музыкального фольклора кольских саамов отно­ сится к XX в. Впервые его исследовал в 1937 г. М.И. Чулаки, спустя 10 лет исследования саамского фольклора продолжили В.В. Сенкевич-Гудкова, И. Богданов, Я. Сарв, И.К. Травина. Саамскую песню анализировали с точки зрения импровизации, разновидности, структуры музыки и поэтиче­ ского текста (М.И. Чулаки), жанровых признаков (В.В. Сенкевич-Гудкова), открывали для слушателей красоту ее звучания (И. Богданов, Я. Сарв), классифицировали по жанрам (И.К. Травина), воспитательные возможно­ сти (JI.C. Беляева)1. Исследователь саамских песен И.К. Травина отметила две особенности этого жанра фольклора: графичность (рисуночность) и красочность. «Первая черта напоминает искусство резьбы по дереву или кости, характерное для народов Севера, вторая - ассоциируется с цветовой гаммой северного сияния. Совокупность этих черт и создает неповтори­ мость национального песенного колорита»2. Ученые выделяют следующие жанры саамских песен: трудовые, исторические, бытовые, шуточные, лич­ ные. Ведущей в саамском песенном творчестве выступает тема труда. Те­ матически трудовые песни можно классифицировать следующим образом: песни кочевья, пастухов-оленеводов, рыбаков, дорожные, обозные, испол­ няющиеся во время домашней работы3. В пастушьих песнях рассказывает­ ся о труде пастухов-оленеводов, выпасе оленей, воспевается их стреми­ тельный бег. В песнях рыбаков - о ловле неводом семги, о рыболовном промысле в Баренцевом море. Песни сопровождали любые трудовые дей­ ствия саамов, пели их и женщины, и мужчины. Бытовые песни проникну­ ты глубоким лиризмом, шуточные имеют сатирический оттенок, «личные песни» содержат музыкальную характеристику конкретных лиц. «Талант песенной импровизации является национальной чертой и проявляется до­ вольно рано. Дети, подростки также поют о том, что их окружает, что наи­ более актуально в данный момент. Для саамов песня - это дума вслух, раз­ говор с самим собой». Создание саамских песен, их своеобразие связаны с образом жизни тундрового народа: частыми перекочевками, во время ко­ торых приходилось бывать в одиночестве4. Вопросы для контроля 1. Какова история изучения саамского фольклора? 2. Какие жанры саамского фольклора вам известны? 3. В чем состоит самобытность и оригинальность саамского фольклора? 1 См. об этом: Черненкова Л.И. Песенные традиции ловозерских саамов Мурманской области // III Масловские чтения: Материалы региональной научно-практической и литературно-художественной конференции памяти B.C. Маслова. Мурманск: МГПУ, 2005. С. 210-212. 2 См. об этом: Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика. С. 37. 3 Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика. С. 39. 4 Там же. С. 37-42. 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz