Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.
Научное изучение музыкального фольклора кольских саамов отно сится к XX в. Впервые его исследовал в 1937 г. М.И. Чулаки, спустя 10 лет исследования саамского фольклора продолжили В.В. Сенкевич-Гудкова, И. Богданов, Я. Сарв, И.К. Травина. Саамскую песню анализировали с точки зрения импровизации, разновидности, структуры музыки и поэтиче ского текста (М.И. Чулаки), жанровых признаков (В.В. Сенкевич-Гудкова), открывали для слушателей красоту ее звучания (И. Богданов, Я. Сарв), классифицировали по жанрам (И.К. Травина), воспитательные возможно сти (JI.C. Беляева)1. Исследователь саамских песен И.К. Травина отметила две особенности этого жанра фольклора: графичность (рисуночность) и красочность. «Первая черта напоминает искусство резьбы по дереву или кости, характерное для народов Севера, вторая - ассоциируется с цветовой гаммой северного сияния. Совокупность этих черт и создает неповтори мость национального песенного колорита»2. Ученые выделяют следующие жанры саамских песен: трудовые, исторические, бытовые, шуточные, лич ные. Ведущей в саамском песенном творчестве выступает тема труда. Те матически трудовые песни можно классифицировать следующим образом: песни кочевья, пастухов-оленеводов, рыбаков, дорожные, обозные, испол няющиеся во время домашней работы3. В пастушьих песнях рассказывает ся о труде пастухов-оленеводов, выпасе оленей, воспевается их стреми тельный бег. В песнях рыбаков - о ловле неводом семги, о рыболовном промысле в Баренцевом море. Песни сопровождали любые трудовые дей ствия саамов, пели их и женщины, и мужчины. Бытовые песни проникну ты глубоким лиризмом, шуточные имеют сатирический оттенок, «личные песни» содержат музыкальную характеристику конкретных лиц. «Талант песенной импровизации является национальной чертой и проявляется до вольно рано. Дети, подростки также поют о том, что их окружает, что наи более актуально в данный момент. Для саамов песня - это дума вслух, раз говор с самим собой». Создание саамских песен, их своеобразие связаны с образом жизни тундрового народа: частыми перекочевками, во время ко торых приходилось бывать в одиночестве4. Вопросы для контроля 1. Какова история изучения саамского фольклора? 2. Какие жанры саамского фольклора вам известны? 3. В чем состоит самобытность и оригинальность саамского фольклора? 1 См. об этом: Черненкова Л.И. Песенные традиции ловозерских саамов Мурманской области // III Масловские чтения: Материалы региональной научно-практической и литературно-художественной конференции памяти B.C. Маслова. Мурманск: МГПУ, 2005. С. 210-212. 2 См. об этом: Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика. С. 37. 3 Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика. С. 39. 4 Там же. С. 37-42. 27
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz