Бакула, В. Б. Фольклор и литература российских саамов : учебно-методическое пособие / В. В. Бакула ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск : Мурманский арктический государственный университет, 2016. - 100, [1] с. : портр.

северных условиях; болтливость относится к отрицательным качествам; слово необходимо использовать для одобрения поступков человека; богат­ ство для саамов желательно, но заработать его можно только трудом. В пословицах о семье говорится о воспитании детей, указывается на необхо­ димость хорошего отношения к родителям, друг к другу. Есть пословицы о старости, болезни и смерти. Отношение у саамов к семье нейтральное. Не на последнем месте стоит здоровье. Анализ пословиц и поговорок обнару­ жил интересную особенность ценностей саамов: «только у них фактор «Пища» в народных афоризмах занимает последнее место на диаграмме. Если во всех исследованных финно-угорских пословицах и поговорках от­ зывы о пище преимущественно положительные, то у саамов - нейтральные. Возможно, у этноса были какие-то другие удовольствия, помимо пищи. Та­ кая ситуация достойна уважения и свидетельствует о стоическом отноше­ нии народа к своей жизни». В результате проведенных исследований уче­ ные пришли к выводу, что саамская система ценностей похожа на системы ценностей венгров, ливов, мордвы и удмуртов, представленных в их фольк­ лоре, но значительно отличается от системы ценностей карел и финнов1. В статье «Национально-культурная специфика саамских пословиц»2 предложена классификация паремий в кильдинском диалекте саамского языка по опорным словам. Среди тематических групп преобладают посло­ вицы о лени, лентяях, поступках и делах человека. Долгое время утверждалось, что саамы не имеют своих песен, одна­ ко это мнение было опровергнуто учеными-этнографами В.И. Немирови­ чем-Данченко3и Н.Н. Харузиным4. В.И. Немирович-Данченко отмечал однообразие саамских мотивов, что объяснял влиянием окружающей природы, сделал ценные замечания 0 музыкальности песен саамов: «Напев их представляет постоянное повы­ шение и понижение тона на терцию. Лопарская песня чрезвычайно напо­ минает переливание воды в ручье, тихое журчание потока»5. Музыкальная культура саамов, самобытная и уникальная, является од­ ной из древнейших культур северных народов. Она связана с наскальными рисунками эпохи неолита. Животные, птицы и люди, изображенные на ри­ сунках, служат основой для музыкальной семантики саамских народных песен6. 1 Глухова Н.Н., Глухов В.А. Системы ценностей финно-угорского суперэтноса. С. 79-87. 2 Бакула В.Б., Безвесельная А.Д. Национально-культурная специфика саамских посло­ виц // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2013. № 7 (43). С. 356-370. 3 Немирович-Данченко В.И. Лапландия и лапландцы. СПб.: Типография В. Тушнова, 1877. С. 213. 4 Харузин Н.Н. Русские Лопари. С. 376-385. 5 Немирович-Данченко В.И. Лапландия и лапландцы. С. 213. 6 Беляева Л.С. Саамская этнопедагогика. С. 37. 26

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz